5 июня

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 378
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2020 » Май » 7 » О Деви Сите, аватарах и мифологическом сознании
20:16
О Деви Сите, аватарах и мифологическом сознании

Большинство современников знакомы с понятием «аватар» из одноимённого фильма.  Высокий рост, синеватый цвет кожи, возможность летать на крылатых существах – всё это естественно укладывается в сценарий фантастического фильма о будущем. 

Однако, у индусов есть своё мнение по данному вопросу – они считают, что идея фильма навеяна Джеймсу Кэмерону сюжетами древнеиндийского эпоса «Рамаяна», в котором главный герой, принц Рама, является седьмым аватаром бога Вишну.

В эзотерическом словаре «аватар» в переводе с санскрита - божественное воплощение, нисхождение, когда высокая Сущность принимает человеческую форму (рождается, воплощается), чтобы помогать людям.

В иконографии бог Вишну, обычно, изображён рядом со своей супругой,  богиней Лакшми, возлегающим на змее Шеша, с божественными атрибутами в руках.

Не удивительно, что для полного проявления энергий его земного аватара, необходимы дополнительные «формы» – в поэме роль Лакшми отведена Деви Сите, братья Рамы соотносятся со змеем,  раковиной и диском (Лакшмана ассоциируют со змеем Ше́ша или Ана́нта-ше́ша олицетворением вечного времени; Бхарата – с шанкхой, ритуальной раковиной, очистителем греха и обителью богини Лакшми; Шатругхна — с сударшана-чакрой, вращающимся дискообразным оружием). Сита – олицетворяет земную, женскую силу, преданность, целомудрие, лучшие качества дочери, жены, матери и королевы.

Легенды и мифы в сознании типового современника, с его типовым рацио мышлением, воспринимаются больше как сказки, полёты фантазии древних, ставшие очередным PR-ходом лукавых, предприимчивых деятелей нашего времени.

Вместе с тем, сегодня происходит осознание того, что без мифологических структур человек не смог бы ощутить полноту и целостность собственного существования.

Миф как особый способ освоения мира обладает своей собственной логикой – «логикой чудесного», логикой воображения.

В основе логики мифа лежит свобода творческого желания, поэтому мифологическое сознание произвольно оперирует различными категориями вне времени, вне пространства и вне естественной причинности.

Приму за основу эти научные выкладки, поскольку именно так (доверяя своему воображению, фиксируя возникающие образы, ощущения, чувства) в моём сознании формируются пространственно-временные связи, выводящие за пределы прочитанного, просмотренного, услышанного, изученного, побуждающие осмысливать, анализировать, делать выводы... Видеть картину мира более развёрнуто...

Ещё одна цитата: «Миф оформляет картину мира в целостное образование: осуществляет соединение коллективных представлений о мире с индивидуальным восприятием действительности; наделяет содержание картины мира статусом самоочевидной реальности; придает конкретность, жизненность науке, искусству, религии и философии. Этот момент отмечал А.Ф. Лосев: миф и мифологическая отрешенность «есть та специальная сфера, в которую погружаются отвлеченные понятия, чтобы превратиться в живые вещи живого восприятия». Миф проявляет себя как неотъемлемая часть сознания человека, восполняющая различные пробелы в осмыслении мира.»

Сита: штрихи к образу из фрагментов эпической поэмы «Рамаяна», индийской графической миниатюры и хроники путешествий

Сита – «борозда», «дочь Земли», дочь царя Джанаки, царевна Митхилы, жена Рамы. По словам махариши Валмики, которого считают автором величайшего эпоса древней Индии, Рамаяна есть благородная история Ситы, Гимн подвигу Ситы.    

 

Индийская миниатюра (фрагмент)

Богиня Сита рождена в Навами, в 9-й лунный день, в месяце Вайшакха (1 мая для 2020 года). Ее отец Джанака, когда распахивал землю для совершения ритуала на окончание многолетней засухи, нашел прекрасный золотой сундук, в котором и была маленькая Сита. По причине такого сверхъестественного способа рождения Ситу называют Айониджа (что в переводе означает «рожденная не из утробы»).

Царь Джанака ведет двух прекрасных белых волов, которые тянут простой плуг. Темно-коричневая, испещрённая бороздами земля дает богатое ощущение поля, в котором родилась Сита.

Мистическое настроение создаёт верхняя часть миниатюры: синяя полоса обозначает небо, которое отделено волнистой белой линией от красного фона, отмечающего трансцендентную природу события. В этом Красном море плывут две лодки, одна из которых везет небесных музыкантов, возвещающих рождение Ситы, а другая осыпает лепестками царя и царицу, указывая на их великое счастье быть получателями милости Господа. Справа трепещет крылатый вестник.

Индийская миниатюра художественной школы Mewar, Удайпур

 

Не только рождение, но и вся история жизни Ситы очень необычна. Она последовала в 14-летнее изгнание за Рамой, соблюдая вместе с мужем обет брахмачарьи (самодисциплина, контроль над желаниями). Географически, место отшельничества Ситы, Рамы и Лакшмана соотносят с Панчавати (в переводе «Сад пяти баньяновых деревьев»), расположенное ныне в городе Нашике (Индия, штат Махараштра). Здесь находится пещера Сита Гуфа, в которой Сита, Рама и Лакшман молились Шиве. 

Панчавати

Сюжетная миниатюра "Сита, Рама, Лакшман в изгнании"

Пещера Сати Гуфа, шивалингам

"Весть об изгнании Рамы и о том, что Сита живет не во дворце, окруженная стражей, а в лесу, охраняемая только двумя воинами, долетела до Ланки, где царствовал Равана. Используя магию, он похищает царевну.

 «О вы, люди, живущие в лесах, и их враги - хищные звери. Вы, птицы, поющие в рощах бильвы! Вы, деревья, покрытые цветами, и вы, травы, по которым я так любила ступать! Расскажите Раме, что меня похитил злой демон», - молила Сита" (Рамаяна, глава "Похищение Ситы")

Следующее знаковое событие эпоса разворачивается на территории современного Хампи (Индия, штат Карнатака), который в стародавние времена назывался Кишкиндой и был царством ванаров (расы обезьян).

Когда Раван похитил Ситу из Панчавати, Рама и Лакшман отправились на юг в поисках ее. Говорят, что они встретили отшельницу Шабари, которая совершала многолетние  аскезы преданности  Раме в лесном ашраме... И мы были там... 

Ашрам Шабари расположен рядом с озером Пампа Саровар. Название связывает эту область с еще более древней историей поклонения богини Парвати богу Шиве. Зеркальная поверхность озера отражала тишину и умиротворение. Старенький индус обратился ко мне с просьбой помочь собрать цветы плюмерии для подношения. Его улыбка, теплота рук и благодарность были такими искренними, что слёзки сами закапали из глаз...

Пампа Саровар - одно из 5 священных озёр в индуизме, подробнее по клику на фото

Здесь отшельница Шабари направила Раму и Лакшмана в страну ванаров, предвещая помощь от обезьяньего племени в освобождении Ситы.

1653,г., Ramayana рукопись, mewar рукопись, Kiskindha kanda, Рама и Лакшмана прибывают на озеро Пампа

В целом, дни весеннего равноденствия марта 2014 года подарили почти судьбоносные встречи на индийской земле (осеннее равноденствие прошло уже  в Тибете), а также счастливую возможность, вживую, убедиться – насколько обезьянки (лангуры и макаки) этой местности близки и дружны с людьми: закат на холме Хемакута (фото слева внизу гиперссылка) – традиция для людей и обезьян общая – устроиться на возвышении, затихнуть... Рассвет следующего дня, на другом берегу реки Тунгабхадры, на холме Анджанадри (фото справа внизу гиперссылка) – и снова чудо! Малыш-лангур залез ко мне на руки, обнял как ребёнок, приласкался; одним словом, пообнимались с Хануманчиком (возвращаясь к аватарам – шиваисты считают Ханумана аватаром Шивы!)

Yantrodharaka Hanuman Temple

В фольклоре этой местности упоминается тот факт, что когда махариши Вьяса обычно помещал идола Ханумана в храм Yantrodharaka Hanuman Temple и поклонялся Хануману, идол Ханумана выходил каждое утро. Несмотря на все старания махариши, идол Ханумана таинственным образом появлялся каждое утро перед храмом. После этого махарши Вьяса использовал ‘Шакти янтру", чтобы содержать Ханумана. Идол Ханумана помещен внутри шестиконечной звезды, обозначающей Шакти-янтру.

Район Анегунди, холм Анджанадри (по легенде, место рождения бога обезьян Ханумана) и гора Ришимука считаются  одними из самых старых на планете, их возраст – более 3 миллиардов лет. Местные сказители называют Анегунди материнским домом Бхудеви (Матери-Земли).

Одну из живописных миниатюр, связанных с похищением Ситы, считаю наиболее яркой, насыщенной драматическими моментами эпоса.

"Похищение Ситы", редкий полный иллюстрированный и освещенный манускрипт Рамаяны, Джамму, Пенджабские холмы, Индия, около 1820 г/

Защитить Ситу и остановить Равану своими когтями и клювом попытался царь грифов Джатаю (аватар Гаруды, ваханы Вишну), но потерпел поражение и был смертельно ранен Раваной.

Сита благословила Джатаю, сказав, что он проживёт достаточно долго для того, чтобы поведать Раме о случившемся.

...Войдя в хижину, Рама увидел, что она пуста и Сита исчезла. В поисках жены он осмотрел все заросли, берега реки, пещеры в горах. Но тут он подошел к месту битвы Джатаю и Раваны. Повсюду были разбросаны обломки оружия и колесницы демона. Увидев умирающего Джатаю, Рама принял его за ракшаса, сожравшего Ситу, и собирался убить его. Но Джатаю, собрав последние силы, слабеющим голосом поведал Раме обо всем, что случилось, и Рама, отбросив прочь свой лук, припал к груди могучей птицы. Джатаю попытался ободрить Раму, заверив, что царевич непременно победит демона и вернет Ситу. Вскоре жизнь покинула повелителя орлов.

Сита, улетая на вимане Раваны на Ланку, продолжала искать возможности сообщить о случившемся Раме и Лакшману. Увидев на большом плато внизу огромных обезьян, она сбросила им свои драгоценности (их Сугрива передал Раме).

Два дня в Хампи были переполнены яркими впечатлениями, и всё же событие, связанное с Ситой, запомнилось особенно. К своему стыду, признаю - на тот момент о Рамаяне я имела самое общее представление, но в храме Рагхунатх, на холме Мальяванта, случился спонтанный порыв души – желание окутать мурти Деви Ситы своим любимым шарфом, что мне любезно позволили сделать (вот этот шарф). Следуя дальше, на вершину холма, я поражалась нарастающей, огненно-устремлённой энергии, которая пронизывала всё вокруг. Невероятно выразительная «конструкция» открылась наверху – ряды «штампованных», иначе не назовёшь, абсолютно идентичных шивалинг по краям глубокой ращелины (фото справа внизу гиперссылка) и «венчающий» творение природный мегалит (фото слева внизу гиперссылка). Пространство вибрировало... Легенда рассказывает, что здесь Рама ждал известий о Сите, волнуясь за её жизнь (вести принесёт Хануман, слетав на Ланку). На этом холме, вместе с Лакшманом, он пережидал период муссонных дождей...

Рама и Лакшмана на холме Мальяванта , фолиант из серии Shangri Ramayana (Style II)

Январь, 2020. И вот уже на Шри-Ланке жду, вслушиваюсь, замираю иногда, стараюсь почувствовать легендарные места, связанные с Ситой.

По дороге в горную Эллу, есть небольшая деревушка, названная в её честь – Сита Элия (Sita Eliya) и храм Сита Амман с древними идолами. По легенде, в этом месте правитель Ланки Равана удерживал Ситу в плену.

 

... Равана приблизился к Сите, и она, увидев его, затрепетала, словно колеблемая ветром листва дерева. Закрыв лицо, царевна зарыдала. Демон же снова принялся уговаривать Ситу стать его женой, соблазняя ее своими несметными богатствами и прельщая властью.

Отвергнув все притязания Раваны, Сита пригрозила ему смертью от руки Рамы.

Разъяренный демон дал ей два месяца на раздумья. Если по истечении этого срока сердце Ситы не смягчится, сказал он, ее ждет ужасная смерть. Препоручив царевну ракшасам, Равана вернулся в свои покои. Пытаясь укрыться от демонов, угрожавших ей пытками, Сита бросилась под сень дерева... (

фрагмент Рамаяны, Ананда Кумарасвами, Маргарет Нобель).

Равана, соблазняющий Ситу. Фрагмент индийской миниатюры XVIII в. Пенджабская школа

 

Считают, что  Сита отказалась жить во дворце Раваны и предпочла остаться под деревом ашока  (сегодня лесной массив называется Ашока Ватика – "сад деревьев ашока").

В очередной раз можно убедиться в природной красоте места, выбранного для почитания: ручей Сита (Sita Jharna) - быстрый, извилистый, с небольшими водопадами, необычными вымоинами-чашами; лесные заросли - с чистейшим воздухом эвкалиптов и красотой деревьев Ашока. Контур горы над храмом очень напоминает профиль Ханумана.

...Хануман решил подойти поближе, но Сита отпрянула, решив, что перед ней изменивший облик Равана. Много усилий потребовалось Хануману, чтобы убедить Ситу в том, что он друг Рамы.

Наконец он показал ей кольцо мужа. Сита испытывала одновременно радость и печаль. Ее безмерно обрадовала весть о том, что Рама жив и здоров, но его горе опечалило ее.

Хануман предложил Сите перенести ее через океан. Отдавая должное его силе, она все-таки ответила отказом. Она не хотела, чтобы к ней прикасался кто-либо, кроме Рамы, и чтобы честь ее освобождения принадлежала кому-то другому, а не ее супругу...

(фрагмент Рамаяны)

Гора с профилем, похожим на обезьяну

 

Медитативное погружение всегда нечто очень личное (фото-гиперссылка)

Познакомившись с текстами эпоса, энергиями мест, о которых идёт рассказ,  я вижу Ситу Деви как аватара самой Матери-Земли,  сущности божественной природы, проявившейся в суровом, материальном мире. Совершенные качества Ситы были подвергнуты испытаниям, но она, как и наша Мать-Земля, хранит беззаветную любовь ко всему, что её окружает, смиренно принимает тяготы, угрозы, даёт новую жизнь, но...

Поэма наводит на размышления, и меня, женщину, последние события из жизни Деви Ситы удручают. 

Если лучшие из мужчин, ясно видящие, ясно слышащие, почти  Боги, лишают женщину опоры и плеча в ответственные, и для них также, моменты (по указанию  царя Рамы, из-за подозрений народа,  Лакшману пришлось отвезти беременную Ситу в лес и оставить одну)... Такие раны очень глубоки...

Деви Сита дала жизнь двум сыновьям царя Рамы – Лаву и Кушу, которые через 12 лет поведали всем эту Историю.

Сама же, рождённая от Земли, воспитав детей в любви к отцу, Сита уходит обратно, в тело Матери...

Эпическая поэма любима и сегодня, Сита и Рама продолжают жить в сердцах не только индийцев - ценности Рамаяны общечеловеческие, т.к. «...миф осуществляет миросозидающую функцию, функцию конструирования смысложизненной реальности человека. Он представляет собой исток любого социокультурного феномена, основу всех представлений, воспринимаемых человеком в качестве единственно возможной действительности.

Можно сказать, что миф есть идеализированный, ценностно- и эмоционально окрашенный «слепок» реальности, существование которого оказывается жизненно необходимым для структуры человеческого сознания».

Путешествия не проходят для меня бесследно :) - "доверяя, но проверяя" мифические описания,  вплетая в них личные реакции, ищу научные объяснения загадочным явлениям (как вероятное) и размещаю версию на страницах сайта. Дополнениями и уточнениями к представленному материалу служат: "Легенды Рамаяны", "Мост Рамы", комментарии к фотографиям по Шри-Ланке, Индии.

Мои благодарности Высшим Водителям, земным проводникам - Анне Горяшиной и Алексею Перчукову! Признательность и уважение всем, кто устремлён, чуток, великодушен!

Источники информации: Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры  Маргарет Нобель, Ананда Кумарасвами Мифы буддизма   The Story of Rama (depicted via paintings)   Ведический словарь  Блог Ручи Притам "На тропе Рамаяны - Кишкинда в Хампи"  Блог паломника 

 

Просмотров: 1039 | Добавил: TaSh | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2021
    Сайт создан в системе uCoz