5 июня

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 419
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2024 » Январь » 11 » Петербуржские тайны: сила искусства
17:15
Петербуржские тайны: сила искусства

«В поисках Шамбалы» вместе с Николаем Рерихом и невероятные по силе древности Тибета в Эрмитаже. Рафаэль и Малевич. Нежная фигурка Исиды и солнечность Янтарной комнаты – всё это непреходящее, бесценное кружило-завораживало меня в петербуржские дни зимнего солнцестояния 2020.

Декабрьский Питер был туманен. Редкий снег быстро таял вместе с надеждами на зимнее солнце, а душе так хотелось предновогоднего чуда. И оно случилось благодаря волшебной силе искусства. Точкой отсчёта стала Дворцовая площадь – живую ель (говорят, впервые за многие годы) наряжали прямо на глазах, развешивая ретро-игрушки и гирлянды. Из окон Эрмитажа город смотрелся по иному, становясь неотъемлемой частью большого культурного пространства...

Буддизм в Эрмитаже

Ещё утром, выбирая украшение, я остановилась на тибетской подвеске с бусинами Дзи, напитанной энергиями Кайласа, с их помощью, вероятно, изменился маршрут моего движения по музею – на каком-то участке короткой экскурсионной ветки я переместилась на более длинную, собственно, в зал буддизма и Тибета. Удивительно, но в них совсем не было посетителей, т.е., не считая удивлённо улыбающихся смотрительниц, я оставалась наедине с шедеврами: Сандаловый Будда из Китая, уникальная бронзовая статуэтка Чакрасамвары, тханка «Падмасамбхава и 8 его воплощений», Будды врачевания, редкие монгольские и китайские бронзовые культовые статуэтки.

Сандаловый Будда, Китай, XVIII в.

Амитаюс, Бурятия, начало XX века, дар буддистов царю Николаю II

Чакрасамвара, Тибет, XVII в.

Двухголовый Будда, Тангутское государство Си Ся, Хара - Хото. XIII-XIV вв.

Каждый музейный экспонат обязательно сопровождает какая-то история. Так случилось и с уникальными дарами, преподнесенными на 300-летие дома Романовых императору Николаю II и его семье XII Пандито Хамбо Ламой Даша Доржи Итигэловым (на фото выше бронзовая фигурка "Амитаюс" - один из предметов коллекции даров, гиперссылка на более подробное описание коллекции). Удивительно то, что один предмет раскрывает огромный пласт событий, обращая внимание на историю становления буддизма в России и даже судьбу одного из членов царской семьи последнего российского императора – цесаревича Алексея, которого буддисты считали воплощением бодхисаттвы.

Серебряное изваяние Ушнишавиджаи – матери всех Будд, богини долголетия, подаренное буддисткой делегацией цесаревичу Алексею в честь 300-летия дома Романовых.

"Духовные связи императорской фамилии с буддийскими служителями были удивительно тесными. Так, по информации газеты «Учение Будды», супруга русского императора Николая II долгое время рожала дочек. Обеспокоенный отсутствием сына-наследника Николай II обратился через своего личного врача Петра Бадмаева за советом к Хамбо-ламе Агвану Доржиеву, проживавшему в то время в Петербурге. Для выяснения этого вопроса, крайне важного для судьбы русского престола, Агван Доржиев специально поехал в Тибет в резиденцию Далай-ламы XIII. И привез ему подношение от Николая II – пудовый слиток золота. После беседы со своим оракулом Далай-лама XIII сообщил: «Карма русского императора такова, что он не может иметь сына, который наследует его престол». Когда шел разговор, в комнату вошел старый лама. Далай-лама XIII обратился к нему с вопросом: «Не согласитесь ли Вы, почтенный Римпоче, погостить некоторое время в России?». – Рад оказать Вам услугу, – ответил лама, вышел из комнаты. В ту же ночь он умер. Спустя девять месяцев после этого разговора, у русского императора Николая II родился долгожданный сын".

(фрагмент статьи "Забытые сокровища Хамбо ламы Итигэлова") 

 

Забытые сокровища

Как сообщила «Новой Бурятии» заведующая отделом специализированного хранения музея Елизавета Нератова, драгоценная находка оставалась неизвестной из-за того, что подарки Хамбо-ламы Итигэлова в музейный архив были переданы всего под одной строчкой «подношения императору Николаю II» и даже без предметного описания. 

Тайна открылась в начале 2010 года, когда Елизавета Нератова занялась коллекцией даров к 300-летию дома Романовых от Далай-ламы, которые привез Агван Доржиев. 

«Я искала документы об этом в Российском государственном историческом архиве в начале этого года, – рассказала Елизавета Нератова. – И в процессе поиска наткнулась на информацию о том, что за неделю до вручения подарков императорской семье от Далай-ламы.

Дому Романовых были преподнесены подарки от Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигэлова. Там я нашла описания всех подарков и поняла, что они у нас есть, хранятся и с 1989 года выставляются под названием «Особая кладовая, дары от буддистов императорской фамилии», но по ошибке причислялись к подаркам от калмыцких буддистов. Путаница с подарками в музее, по мнению Елизаветы Нератовой, произошла из-за небрежности князя Ухтомского, который в 1913 году вел регистрацию музейных коллекций. 

2011 г., бурятская делегация выполняет обряд подношения мандалы: Вселенная подносится к дарам, врученным Хамбо Ламой Итигэловым императору Николаю II и его семье в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году (фото с церемонии)

Мощи святых: память, вера, сила

Утренний, пятничный Питер был похож на любой утренний мегаполис: по тротуарам течёт народ, по дорогам – транспорт. Но вдруг эта типовая схема исчезла, и иное пространство окутало меня тишиной, белоснежностью, сиянием рождественского вертепа под сенью нежных елей и мужественных безлиственных исполинов Александро-Невской Лавры. Тропа и колокольный звон уверенно направили ко входу в Троицкий собор. В нём, для тех, кто готов к смирению, чувствованию мудрости, внутреннему откровению души, точно найдётся своё место.

 

Памятник Александру Невскому на площади перед Лаврой (иллюзия, что копьё соединяется с проводами, подпитывает...)

На территории Александро-Невской Лавры, вид на Троицкий собор

Глаза, смотрящие со старинных икон, пронзают до слёз: образ святой мученицы Параскевы Пятницы из села Ильеши (о которой я рассказывала в первой части, корни традиции почитания восходят к Макоши)), Спас Нерукотворный, Божия матерь Владимирская (считают, что она принадлежала самому Александру Невскому), Богородица «Невская Скоропослушница» - притягивали, но правый придел храма светился по-особенному.

Он ритмично пульсировал светом, как человеческое сердце, источая всполохи светящейся энергии… Я невольно вошла в этот ритм. Возник расширяющийся солнечный купол, он поднимался ввысь, раскрываясь над Россией…

Рака с мощами святых, в том числе, князя Александра Невского в здании Троицкого собора

Мемориальный комплекс, многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века в стиле барокко, выполненное из серебра весом 1,5 тонны, Эрмитаж, Концертный зал

Такое действо случилось у раки с мощами более 70 православных святых (см. фото выше слева), в том числе, и князя Александра Невского, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от католического Запада.

Это конечно мои личные ощущения, но, когда я открыла глаза и вышла из непродолжительной медитации, седобородый священник одобрительно улыбался и подозвал к себе на благословение (выяснилось, что это был отец Назарий, епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры).

В тот момент я ничего не знала о непростой истории с мощами князя Александра Ярославича Невского и ракой для их сохранения. Но так уж получается, что если прислушиваться к голосу Высших Водителей, то всё происходит естественно, вроде как, само собой. От Лавры, прошив Невский проспект, я отправилась прямо в Эрмитаж, где в роскошном Концертном зале стоял шедевральный экспонат - мемориальный комплекс раки Александра Невского, выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века в стиле барокко, выполненное из серебра весом 1,5 тонны (см. фото выше справа)! Оказывается, с 1922 года рака выставляется в Эрмитаже как музейный объект, хотя по всем человеческим правилам должна находиться вместе с мощами святого в Троицком соборе Лавры.

…Соединение произошло автоматически.

Есть надежда, что в этом году, когда празднуется 800-летие со дня рождения Александра Невского, святые мощи и произведение искусства воссоединятся во благо и во имя великой России. А меня в Лавре ожидало ещё одно чудесное явление – в день зимнего солнцестояния, на укрытых еловым лапником, подготовленных к зиме кустах, цвели нежные розы

 

Парк «Монрепо»: беспокойное «место покоя»

21 декабря 2020 года земляне могли наблюдать редкое визуально-иллюзорное сближение двух планет - Сатурна и Юпитера, которые воспринимались как двойная яркая звезда

В силу личного трепетного отношения к системе планеты Сатурн, её функциям в ведической традиции, личного опыта работы с энергопотоками и чисто человеческой ответственностью перед родом, у меня сформировалось намерение именно в этот момент найти новые факты в биографии моего деда, побывав непосредственно на земле, где он воевал и погиб 10 марта 1940 года (место захоронения точно не известно). Скудные, формальные сведения обозначили примерное место – острова Выборгского залива, и это значит, мне - в Выборг. 

«20.12.20» и «+8» высвечивало табло «Ласточки», мчавшей меня в город почти на границе с Финляндией, шведскими историческими корнями и рекламируемым музеем-заповедником «Монрепо», что в переводе с французского значит «мой покой».

«Редкой красоты скальный пейзажный парк XVIII-XIX веков расположен на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет были бароны фон Николаи, служившие России на поприще просвещения и дипломатии.

Ландшафт острова Твердыш, на котором находится музей-заповедник, уникален. По мнению геологов, скалы острова являют собой мощные выходы гранита на поверхность, а их живописный и необычный рельеф, дающий множество поводов для версий и фантастических легенд, сформирован ледником и последующими постледниковыми землетрясениями», - сообщает официальный сайт парка.

Но в тот декабрьский день «что-то пошло не так». Меня встретил серый, неприветливый Выборг, влажность воздуха 98%, снежная дорожная «каша» и отсутствие свежего воздуха (почему-то??!!). 3 км до парка стали хорошей проверкой на устойчивость тела и духа – удерживать баланс удавалось с трудом – ноги разъезжались на обледенелой, размокшей, чисто символической дороге (дух при этом неприлично ругался), указатели на заповедный парк были крайне редки, как и местные жители (позже, нашла статью «Выборг. город которого нет», об утраченных достопримечательностях, и согласилась с автором).

Наконец, впереди замаячил лес и вывеска «Монрепо». «Ура!» было преждевременным, т.к. я долго не могла понять – куда идти! Впереди шлагбаум, за ним - нечто в строительных лесах с вывеской «Опасная зона»!?… «Давай, внучка командира-разведчика, применяй свои ЗУН (знания, умения, навыки), работай с Полем!», - примерно такие мысли закрутились в голове.

Дорога за шлагбаумом уводила в лес, откуда мне навстречу неожиданно вышли парень с девушкой. Они были в такой же растерянности относительно входа в чудесный заповедник. Трижды протопав по одному и тому же кругу, мы поняли, что «надо поговорить»: об истории этого места, виднеющихся мегалитах, линии Маннергейма, наших дедушках, воевавших именно здесь. Парня звали Михаилом (как моего деда), девушку – Александрой. В заповедник мы вошли через узкий проход под надписью «опасная зона», оказавшись на вершине гранитной гряды. Наше местоположение позволяло сопоставить видимое с объектами путеводителя и признать, что есть «серьёзные расхождения» (и не только во внешнем облике, как выяснилось). Самый наглядный пример – вход в заповедник:

Главные усадебные ворота, через которые входят в парк, выполнены в неоготическом стиле. Появившись в Англии в первой четверти XVIII века «новая готика» становится популярной в Европе и России. Первоначальный вариант ворот украшал герб рода фон Николаи, баронов Римской Империи, с девизом «Sustine et abstine» в переводе с латыни «Выдерживай и воздерживайся». Это был девиз стоиков, имевший смысл: терпи невозмутимо житейские неприятности и воздерживайся от удовольствий, чтобы сохранить внутреннюю свободу.

(на фото выше три версии главных ворот: установлены в 1830 годах, утрачены в 1950 гг., реконструированы в 1982 без герба и снова в строительных лесах в декабре 2020 г.)

Сторонники теории о высокоразвитой северной цивилизации, оставившей в наследство мегалитические конструкции, уверены, что Монрепо именно такое место. А вот хроники бывших владельцев, записки устроителей и гостей парка свидетельствуют о другом – усадьба и парк Монрепо создавались в особом, северном, романтическом, шотландско-английском стиле, гармонично сочетавшем естественные горные образования с умелой технологической обработкой камня, многообразием древесных и растительных культур, обрамляемых причудливой береговой линией. Несколько видов парка со старинных литографий и современных фото.

Падающий камень

 

Усыпальница баронов Николаи на острове Мёртвых

 

Гранитные уступы, похожие на мегалитическую кладку. Справа - причудливый образ зевающего духа

 

Метрах в двадцати, внизу, виднелся залив и даже дама с детской коляской, но дороги в «природный партер» не было, равно как и необходимой в музее-заповеднике тишины - слух резал визг пил и электросварок (несмотря на воскресный день в Монрепо «кипела» строительно/разрушительная деятельность). В какой-то момент я поймала ощущение энергетического лабиринта, в котором друг о друга и прозрачные стены трутся невидимые субстанции. Подобное чувство было знакомо по поездке на самую северо-западную точку России, в Печенгу, когда мы проезжали через один из горных коридоров, и местные назвали место «гиблым», а у меня зазвучало «неприкаянные души».

«Очень похоже», - решила я, в то время как пространство откликнулось открывшимся к заливу спуском (он оказался в нескольких метрах правее). Висящая в воздухе влага, наползающий с залива туман, снежный покров в ледяной корке увеличивали расстояния, меняли форму и размеры деревьев, открывали неочевидные образы мегалитов. Парк вне сомнений был заповедным: «Хижина отшельника», «Край света», «Грот желаний», «Храм Нептуна», «Остров мертвых», «Падающий камень» - названия, за которыми таятся не только легенды, но и страницы биографии владельцев и гостей музея-заповедника.

Многослойность полевых искажений раскрывалась постепенно. Острый угол причала врезался в залив, указывая на дальние острова; белые колонны храма Нептуна одиноко и обречённо зазывали к себе; «энергетическая устойчивость» наблюдалась лишь в группе валунов, похожих на классическое мегалитическое капище. Нашлось и подтверждение – в центральном валуне «усматривалась» морда спящего в пирамидальном домике медведя (см. фото ниже, гиперссылки).

Причал 

Храм Нептуна

Валун с мордой спящего медведя

Валунная ограда усадьбы с вросшей, аномальноствольной сосной

Это место стало для меня точкой отсчёта дальнейшего движения, словно дух «подземного» Медведя Монрепо подсказывал направление - пришлось отклониться от основной тропы в глубь леса, «потереться» лбом о скалы «Бараньи лбы», всмотреться в рисунки на пруду «Боб», пройти вдоль валунной ограды с аномально вросшей в неё сосной и даже поплакать вместе с елями…

Грот желаний, где сокровенное можно доверить мудрому каменному исполину, по-отечески, обнимающему.

Узоры, похожие на подсвечник, открылись недалеко от "Хижины отшельника", на подёрнутой ледком поверхности пруда "Боб"

"Падающий камень"

Грусть-печаль в душе и природе 

К сожалению, заповедная земля ландшафтного парка «Монрепо» испытывает глубокие энергетические, духовные разрывы – следы революции, войн, многолетних противостояний благородства и созидания бесчинствам варварства и хаоса.

Выразительно представляет заповедное Монрепо поэт-символист, религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьёв (фрагмент стихотворения «По дороге в Упсалу», 1893 г.):

«Где ни взглянешь - всюду камни,

Только камни да сосна...

Отчего же так близка мне

Эта бедная страна?

Здесь с природой в вечном споре

Человека дух растет

И с бушующего моря

Небесам свой вызов шлет…»

Пусть эти слова станут мостиком к той части моих размышлений, в которой великий, могучий русский язык, с его хранилищем глубоких философских смыслов, помогает найти решения вопросов, связанных с человеческим сознанием, приблизиться к осмыслению феномена «неприкаянные души».

Толковые словари русского языка дают несколько синонимов слову «неприкаянный» - не находящий себе места, тревожный, причиняющий неудобства, испытывающий волнение, лишенный покоя. Здесь налицо особые психические состояния (Психея или Психе - богиня в греческой мифологии олицетворение души), и следует найти причины именно душевной тревожности.

Слово «неприкаянный» имеет прямое отношение к покаянию – «…покается душа - искупит грех - прибьётся к Добру, Свету, Вере, и царство Добра примет её, иначе, может скатиться во Тьму или продолжить скитания». Слово «каять» (в древнем звучании – кайна) изначально понималось как назначать цену, выкуп за грех/проступок. Вот почему «окаянный» – это человек, который обязан искупить грех, а «покаянный» – тот, кто уже платит цену» (из обсуждения на сайте «Русский язык»). Чтобы почувствовать «механику» процессов, участники дискуссии определяют понятия: «Свет» как сообщество созидания на основе Любви; «Тьма» - как сообщество тоже созидания, но на основе страха, отсутствия Любви. По их мнению, беспокойная душа сможет найти нужную силу (или помощь) для соединения со Светом через смирение в покаянии.

Соглашаюсь с этим, уточняя о «помощи», которую оказывают душе (душам) хорошо известные в религии «приёмы» - всевозможные требы (моления) и другие ритуалы, проводимые священнослужителями всех конфессий. Такую помощь может оказать и любой живущий, способный подарить частичку своей бескорыстной Любви нуждающейся душе, при условии, что есть «обращение» и «разрешение» на подобные действия (тема вышла совсем недавно в беседе с подругой и сохраняет актуальность для пространства заповедника «Монрепо»).

Я уезжала из Выборга с верой в то, что Природа – самый неутомимый Лекарь и великая Мудрость, которой только бы довериться, и действовать, понимая её язык, вслушиваясь в её мелодию. Так было задумано создателями парка «Монрепо» – точки на краю Света; пространства между жизнью и смертью, уголка России для душевной аскезы, глубоких откровений.

…20 декабря 2020 года случилось лишь первое знакомство с удивительным парком, который продолжает вдохновлять также, как когда-то питал мысль русских поэтов Серебряного века – ведь именно «в этот край с начала мираиз Кашмира шли толпЫ богатырей»!

…И средь смутных очертаний

Этих каменных высот

В блеске северных сияний

К царству духов виден вход.

  Знать, недаром из Кашмира

И с полуденных морей

В этот край с начала мира

Шли толпы богатырей.

В.С. Соловьёв, 2 августа 1893

Напоследок, словно многоточие и ещё нерассказанная тайна - мои глаза в лучших, исцеляющих своей силой, петербужских музеях, новогодних улицах и площадях прекрасной северной столицы моей любимой России: в Эрмитаже с его малахитовой, уральской (рук Данилы-мастера, наверняка) Чашей; ключами от Вселенной; зеркальным залом и янтарной комнатой Екатерининского дворца в Царском Селе; глубочайшими по Духу и цвету картинами Николая Константиновича Рериха на выставке "В поисках Шамбалы".

 

 

Просмотров: 3456 | Добавил: Ta_Sh | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 4
4 Ta_Sh  
0
Русский музей открыл не только смыслы "Чёрного квадрата" Казимира Малевича, порадовал любимыми полотнами Михаила Врубеля, закружил "Миром искусства" Александра Бенуа, но и подарил глубокий духовный Свет выставки работ Николая Константиновича Рериха  "В поисках Шамбалы". 
Подлинные, живые полотна излучали настроение Мастера, впечатляли образами, иногда, с тонким юмором, лирикой, а иногда - с мужеством, величественной красотой природы, силой Духа.
В коллаже (см фото выше) есть картина под названием "Слава Гималаев" (Канченджанга), созданная художником в 1943 году.




Экскурсия по выставке “Николай Рерих. В поисках Шамбалы”


3 Ta_Sh  
0
Зимнее солнце в Янтарной комнате
Плотная облачная непроницаемость в самый короткий день 2020 года подтверждала главенство ночи и безнадёгу на проблески солнца. Чтобы немного «подсветить» реальность, захотелось в Царское Село, в Екатерининский дворец. И город Пушкин «организовал» мистерию в лучших традициях зимней сказки, закружив хороводом огромных снежинок, светясь сквозь сумрак парка резными окнами, погружая в сияющие, солнечные чудеса царского дворца. 21 декабря для 169 «избранных» (я стала свидетелем отчёта о количестве посетителей в тот день) резиденция трёх российских правительниц — Екатерины I, Елизаветы Петровны и ЕкатериныII распахнула двери всех залов.

В условиях ковидных ограничений музеи Петербурга перешли в онлайн и цифровые среды.
Видеосюжет об истории Янтарной комнаты вобрал самые полные сведения из редких источников.



2 Ta_Sh  
0
Модель Вселенной эпохи Возрождения
"...это то, что заставляет тебя чувствовать частичкой вечности", - М.П. Гурьев, заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа.
06.10.2020. Пикетный зал Зимнего дворца украсил уникальный экспонат — астрономические часы, созданные в конце XVI столетия.
«Изумительная вещь совершенно непонятного смысла, потому что, как я понял из статей, она считала не точнее, чем другие вещи. И зачем было нужно, чтобы так все считало? Если только нет мистического смысла. Либо это игрушка, либо это мистический смысл», - задаётся вопросами директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский (раскрытие мистического смысла см. в видеосюжете ниже с 16 мин).

В 2016 году специалисты Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа приступили к работам по восстановлению механизма Астрономических часов и реконструкции утраченных элементов. Исследование аналогичных приборов, хранящихся в Физико-математическом салоне в Дрездене и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, позволило реставраторам воссоздать недостающие части эрмитажного памятника и максимально приблизить его к своему первоначальному облику.

Реставрация часов была завершена в 2018 году при поддержке технического партнёра Государственного Эрмитажа – компании «Самсунг Электроникс».
Подробнее https://www.hermitagemuseum.org/wps....iverse 

Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа, подробно рассказывает о долгой истории удивительного экспоната и о загадках, которые он преподнёс сотрудникам Эрмитажа.



1 Ta_Sh  
0
Для более объёмного впечатления о парке "Монрепо" от Дмитрия Сергеевича Лихачёва, по инициативе которого и организовался музей-заповедник "Монрепо"




Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024