|
«В поисках Шамбалы» вместе с Николаем Рерихом и невероятные по силе древности Тибета в Эрмитаже. Рафаэль и Малевич. Нежная фигурка Исиды и солнечность Янтарной комнаты – всё это непреходящее, бесценное кружило-завораживало меня в петербуржские дни зимнего солнцестояния 2020.
|
Декабрьский Питер был туманен. Редкий снег быстро таял вместе с надеждами на зимнее солнце, а душе так хотелось предновогоднего чуда. И оно случилось благодаря волшебной силе искусства. Точкой отсчёта стала Дворцовая площадь – живую ель (говорят, впервые за многие годы) наряжали прямо на глазах, развешивая ретро-игрушки и гирлянды. Из окон Эрмитажа город смотрелся по иному, становясь неотъемлемой частью большого культурного пространства...
Буддизм в Эрмитаже
Ещё утром, выбирая украшение, я остановилась на тибетской подвеске с бусинами Дзи, напитанной энергиями Кайласа, с их помощью, вероятно, изменился маршрут моего движения по музею – на каком-то участке короткой экскурсионной ветки я переместилась на более длинную, собственно, в зал буддизма и Тибета. Удивительно, но в них совсем не было посетителей, т.е., не считая удивлённо улыбающихся смотрительниц, я оставалась наедине с шедеврами: Сандаловый Будда из Китая, уникальная бронзовая статуэтка Чакрасамвары, тханка «Падмасамбхава и 8 его воплощений», Будды врачевания, редкие монгольские и китайские бронзовые культовые статуэтки.
Сандаловый Будда, Китай, XVIII в.
|
Амитаюс, Бурятия, начало XX века, дар буддистов царю Николаю II
|
Чакрасамвара, Тибет, XVII в.
|
Двухголовый Будда, Тангутское государство Си Ся, Хара - Хото. XIII-XIV вв.
|
Каждый музейный экспонат обязательно сопровождает какая-то история. Так случилось и с уникальными дарами, преподнесенными на 300-летие дома Романовых императору Николаю II и его семье XII Пандито Хамбо Ламой Даша Доржи Итигэловым (на фото выше бронзовая фигурка "Амитаюс" - один из предметов коллекции даров, гиперссылка на более подробное описание коллекции). Удивительно то, что один предмет раскрывает огромный пласт событий, обращая внимание на историю становления буддизма в России и даже судьбу одного из членов царской семьи последнего российского императора – цесаревича Алексея, которого буддисты считали воплощением бодхисаттвы.
Серебряное изваяние Ушнишавиджаи – матери всех Будд, богини долголетия, подаренное буддисткой делегацией цесаревичу Алексею в честь 300-летия дома Романовых.
|
"Духовные связи императорской фамилии с буддийскими служителями были удивительно тесными. Так, по информации газеты «Учение Будды», супруга русского императора Николая II долгое время рожала дочек. Обеспокоенный отсутствием сына-наследника Николай II обратился через своего личного врача Петра Бадмаева за советом к Хамбо-ламе Агвану Доржиеву, проживавшему в то время в Петербурге. Для выяснения этого вопроса, крайне важного для судьбы русского престола, Агван Доржиев специально поехал в Тибет в резиденцию Далай-ламы XIII. И привез ему подношение от Николая II – пудовый слиток золота. После беседы со своим оракулом Далай-лама XIII сообщил: «Карма русского императора такова, что он не может иметь сына, который наследует его престол». Когда шел разговор, в комнату вошел старый лама. Далай-лама XIII обратился к нему с вопросом: «Не согласитесь ли Вы, почтенный Римпоче, погостить некоторое время в России?». – Рад оказать Вам услугу, – ответил лама, вышел из комнаты. В ту же ночь он умер. Спустя девять месяцев после этого разговора, у русского императора Николая II родился долгожданный сын".
(фрагмент статьи "Забытые сокровища Хамбо ламы Итигэлова")
|
Забытые сокровища
Как сообщила «Новой Бурятии» заведующая отделом специализированного хранения музея Елизавета Нератова, драгоценная находка оставалась неизвестной из-за того, что подарки Хамбо-ламы Итигэлова в музейный архив были переданы всего под одной строчкой «подношения императору Николаю II» и даже без предметного описания.
Тайна открылась в начале 2010 года, когда Елизавета Нератова занялась коллекцией даров к 300-летию дома Романовых от Далай-ламы, которые привез Агван Доржиев.
«Я искала документы об этом в Российском государственном историческом архиве в начале этого года, – рассказала Елизавета Нератова. – И в процессе поиска наткнулась на информацию о том, что за неделю до вручения подарков императорской семье от Далай-ламы.
Дому Романовых были преподнесены подарки от Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигэлова. Там я нашла описания всех подарков и поняла, что они у нас есть, хранятся и с 1989 года выставляются под названием «Особая кладовая, дары от буддистов императорской фамилии», но по ошибке причислялись к подаркам от калмыцких буддистов. Путаница с подарками в музее, по мнению Елизаветы Нератовой, произошла из-за небрежности князя Ухтомского, который в 1913 году вел регистрацию музейных коллекций.
|
2011 г., бурятская делегация выполняет обряд подношения мандалы: Вселенная подносится к дарам, врученным Хамбо Ламой Итигэловым императору Николаю II и его семье в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году (фото с церемонии)
|
Мощи святых: память, вера, сила
Утренний, пятничный Питер был похож на любой утренний мегаполис: по тротуарам течёт народ, по дорогам – транспорт. Но вдруг эта типовая схема исчезла, и иное пространство окутало меня тишиной, белоснежностью, сиянием рождественского вертепа под сенью нежных елей и мужественных безлиственных исполинов Александро-Невской Лавры. Тропа и колокольный звон уверенно направили ко входу в Троицкий собор. В нём, для тех, кто готов к смирению, чувствованию мудрости, внутреннему откровению души, точно найдётся своё место.
|
Памятник Александру Невскому на площади перед Лаврой (иллюзия, что копьё соединяется с проводами, подпитывает...)
|
На территории Александро-Невской Лавры, вид на Троицкий собор
|
Глаза, смотрящие со старинных икон, пронзают до слёз: образ святой мученицы Параскевы Пятницы из села Ильеши (о которой я рассказывала в первой части, корни традиции почитания восходят к Макоши)), Спас Нерукотворный, Божия матерь Владимирская (считают, что она принадлежала самому Александру Невскому), Богородица «Невская Скоропослушница» - притягивали, но правый придел храма светился по-особенному.
Он ритмично пульсировал светом, как человеческое сердце, источая всполохи светящейся энергии… Я невольно вошла в этот ритм. Возник расширяющийся солнечный купол, он поднимался ввысь, раскрываясь над Россией…
Рака с мощами святых, в том числе, князя Александра Невского в здании Троицкого собора
|
Мемориальный комплекс, многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века в стиле барокко, выполненное из серебра весом 1,5 тонны, Эрмитаж, Концертный зал
|
Такое действо случилось у раки с мощами более 70 православных святых (см. фото выше слева), в том числе, и князя Александра Невского, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от католического Запада.
Это конечно мои личные ощущения, но, когда я открыла глаза и вышла из непродолжительной медитации, седобородый священник одобрительно улыбался и подозвал к себе на благословение (выяснилось, что это был отец Назарий, епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры).
В тот момент я ничего не знала о непростой истории с мощами князя Александра Ярославича Невского и ракой для их сохранения. Но так уж получается, что если прислушиваться к голосу Высших Водителей, то всё происходит естественно, вроде как, само собой. От Лавры, прошив Невский проспект, я отправилась прямо в Эрмитаж, где в роскошном Концертном зале стоял шедевральный экспонат - мемориальный комплекс раки Александра Невского, выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века в стиле барокко, выполненное из серебра весом 1,5 тонны (см. фото выше справа)! Оказывается, с 1922 года рака выставляется в Эрмитаже как музейный объект, хотя по всем человеческим правилам должна находиться вместе с мощами святого в Троицком соборе Лавры.
…Соединение произошло автоматически.
Есть надежда, что в этом году, когда празднуется 800-летие со дня рождения Александра Невского, святые мощи и произведение искусства воссоединятся во благо и во имя великой России. А меня в Лавре ожидало ещё одно чудесное явление – в день зимнего солнцестояния, на укрытых еловым лапником, подготовленных к зиме кустах, цвели нежные розы…
Парк «Монрепо»: беспокойное «место покоя»
21 декабря 2020 года земляне могли наблюдать редкое визуально-иллюзорное сближение двух планет - Сатурна и Юпитера, которые воспринимались как двойная яркая звезда.
В силу личного трепетного отношения к системе планеты Сатурн, её функциям в ведической традиции, личного опыта работы с энергопотоками и чисто человеческой ответственностью перед родом, у меня сформировалось намерение именно в этот момент найти новые факты в биографии моего деда, побывав непосредственно на земле, где он воевал и погиб 10 марта 1940 года (место захоронения точно не известно). Скудные, формальные сведения обозначили примерное место – острова Выборгского залива, и это значит, мне - в Выборг.
«20.12.20» и «+8» высвечивало табло «Ласточки», мчавшей меня в город почти на границе с Финляндией, шведскими историческими корнями и рекламируемым музеем-заповедником «Монрепо», что в переводе с французского значит «мой покой».
|
«Редкой красоты скальный пейзажный парк XVIII-XIX веков расположен на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет были бароны фон Николаи, служившие России на поприще просвещения и дипломатии.
Ландшафт острова Твердыш, на котором находится музей-заповедник, уникален. По мнению геологов, скалы острова являют собой мощные выходы гранита на поверхность, а их живописный и необычный рельеф, дающий множество поводов для версий и фантастических легенд, сформирован ледником и последующими постледниковыми землетрясениями», - сообщает официальный сайт парка. |
Но в тот декабрьский день «что-то пошло не так». Меня встретил серый, неприветливый Выборг, влажность воздуха 98%, снежная дорожная «каша» и отсутствие свежего воздуха (почему-то??!!). 3 км до парка стали хорошей проверкой на устойчивость тела и духа – удерживать баланс удавалось с трудом – ноги разъезжались на обледенелой, размокшей, чисто символической дороге (дух при этом неприлично ругался), указатели на заповедный парк были крайне редки, как и местные жители (позже, нашла статью «Выборг. город которого нет», об утраченных достопримечательностях, и согласилась с автором).
Наконец, впереди замаячил лес и вывеска «Монрепо». «Ура!» было преждевременным, т.к. я долго не могла понять – куда идти! Впереди шлагбаум, за ним - нечто в строительных лесах с вывеской «Опасная зона»!?… «Давай, внучка командира-разведчика, применяй свои ЗУН (знания, умения, навыки), работай с Полем!», - примерно такие мысли закрутились в голове.
Дорога за шлагбаумом уводила в лес, откуда мне навстречу неожиданно вышли парень с девушкой. Они были в такой же растерянности относительно входа в чудесный заповедник. Трижды протопав по одному и тому же кругу, мы поняли, что «надо поговорить»: об истории этого места, виднеющихся мегалитах, линии Маннергейма, наших дедушках, воевавших именно здесь. Парня звали Михаилом (как моего деда), девушку – Александрой. В заповедник мы вошли через узкий проход под надписью «опасная зона», оказавшись на вершине гранитной гряды. Наше местоположение позволяло сопоставить видимое с объектами путеводителя и признать, что есть «серьёзные расхождения» (и не только во внешнем облике, как выяснилось). Самый наглядный пример – вход в заповедник:
|
|
|
Главные усадебные ворота, через которые входят в парк, выполнены в неоготическом стиле. Появившись в Англии в первой четверти XVIII века «новая готика» становится популярной в Европе и России. Первоначальный вариант ворот украшал герб рода фон Николаи, баронов Римской Империи, с девизом «Sustine et abstine» в переводе с латыни «Выдерживай и воздерживайся». Это был девиз стоиков, имевший смысл: терпи невозмутимо житейские неприятности и воздерживайся от удовольствий, чтобы сохранить внутреннюю свободу.
(на фото выше три версии главных ворот: установлены в 1830 годах, утрачены в 1950 гг., реконструированы в 1982 без герба и снова в строительных лесах в декабре 2020 г.)
|
Сторонники теории о высокоразвитой северной цивилизации, оставившей в наследство мегалитические конструкции, уверены, что Монрепо именно такое место. А вот хроники бывших владельцев, записки устроителей и гостей парка свидетельствуют о другом – усадьба и парк Монрепо создавались в особом, северном, романтическом, шотландско-английском стиле, гармонично сочетавшем естественные горные образования с умелой технологической обработкой камня, многообразием древесных и растительных культур, обрамляемых причудливой береговой линией. Несколько видов парка со старинных литографий и современных фото.
Падающий камень
|
Усыпальница баронов Николаи на острове Мёртвых
|
|
Гранитные уступы, похожие на мегалитическую кладку. Справа - причудливый образ зевающего духа
|
|
|
Метрах в двадцати, внизу, виднелся залив и даже дама с детской коляской, но дороги в «природный партер» не было, равно как и необходимой в музее-заповеднике тишины - слух резал визг пил и электросварок (несмотря на воскресный день в Монрепо «кипела» строительно/разрушительная деятельность). В какой-то момент я поймала ощущение энергетического лабиринта, в котором друг о друга и прозрачные стены трутся невидимые субстанции. Подобное чувство было знакомо по поездке на самую северо-западную точку России, в Печенгу, когда мы проезжали через один из горных коридоров, и местные назвали место «гиблым», а у меня зазвучало «неприкаянные души».
«Очень похоже», - решила я, в то время как пространство откликнулось открывшимся к заливу спуском (он оказался в нескольких метрах правее). Висящая в воздухе влага, наползающий с залива туман, снежный покров в ледяной корке увеличивали расстояния, меняли форму и размеры деревьев, открывали неочевидные образы мегалитов. Парк вне сомнений был заповедным: «Хижина отшельника», «Край света», «Грот желаний», «Храм Нептуна», «Остров мертвых», «Падающий камень» - названия, за которыми таятся не только легенды, но и страницы биографии владельцев и гостей музея-заповедника.
Многослойность полевых искажений раскрывалась постепенно. Острый угол причала врезался в залив, указывая на дальние острова; белые колонны храма Нептуна одиноко и обречённо зазывали к себе; «энергетическая устойчивость» наблюдалась лишь в группе валунов, похожих на классическое мегалитическое капище. Нашлось и подтверждение – в центральном валуне «усматривалась» морда спящего в пирамидальном домике медведя (см. фото ниже, гиперссылки).
Причал
|
Храм Нептуна
|
Валун с мордой спящего медведя
|
Валунная ограда усадьбы с вросшей, аномальноствольной сосной
|
Это место стало для меня точкой отсчёта дальнейшего движения, словно дух «подземного» Медведя Монрепо подсказывал направление - пришлось отклониться от основной тропы в глубь леса, «потереться» лбом о скалы «Бараньи лбы», всмотреться в рисунки на пруду «Боб», пройти вдоль валунной ограды с аномально вросшей в неё сосной и даже поплакать вместе с елями…
Грот желаний, где сокровенное можно доверить мудрому каменному исполину, по-отечески, обнимающему.
|
Узоры, похожие на подсвечник, открылись недалеко от "Хижины отшельника", на подёрнутой ледком поверхности пруда "Боб"
|
"Падающий камень"
|
Грусть-печаль в душе и природе
|
К сожалению, заповедная земля ландшафтного парка «Монрепо» испытывает глубокие энергетические, духовные разрывы – следы революции, войн, многолетних противостояний благородства и созидания бесчинствам варварства и хаоса.
Выразительно представляет заповедное Монрепо поэт-символист, религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьёв (фрагмент стихотворения «По дороге в Упсалу», 1893 г.):
«Где ни взглянешь - всюду камни,
Только камни да сосна...
Отчего же так близка мне
Эта бедная страна?
Здесь с природой в вечном споре
Человека дух растет
И с бушующего моря
Небесам свой вызов шлет…»
Пусть эти слова станут мостиком к той части моих размышлений, в которой великий, могучий русский язык, с его хранилищем глубоких философских смыслов, помогает найти решения вопросов, связанных с человеческим сознанием, приблизиться к осмыслению феномена «неприкаянные души».
Толковые словари русского языка дают несколько синонимов слову «неприкаянный» - не находящий себе места, тревожный, причиняющий неудобства, испытывающий волнение, лишенный покоя. Здесь налицо особые психические состояния (Психея или Психе - богиня в греческой мифологии олицетворение души), и следует найти причины именно душевной тревожности.
Слово «неприкаянный» имеет прямое отношение к покаянию – «…покается душа - искупит грех - прибьётся к Добру, Свету, Вере, и царство Добра примет её, иначе, может скатиться во Тьму или продолжить скитания». Слово «каять» (в древнем звучании – кайна) изначально понималось как назначать цену, выкуп за грех/проступок. Вот почему «окаянный» – это человек, который обязан искупить грех, а «покаянный» – тот, кто уже платит цену» (из обсуждения на сайте «Русский язык»). Чтобы почувствовать «механику» процессов, участники дискуссии определяют понятия: «Свет» как сообщество созидания на основе Любви; «Тьма» - как сообщество тоже созидания, но на основе страха, отсутствия Любви. По их мнению, беспокойная душа сможет найти нужную силу (или помощь) для соединения со Светом через смирение в покаянии.
Соглашаюсь с этим, уточняя о «помощи», которую оказывают душе (душам) хорошо известные в религии «приёмы» - всевозможные требы (моления) и другие ритуалы, проводимые священнослужителями всех конфессий. Такую помощь может оказать и любой живущий, способный подарить частичку своей бескорыстной Любви нуждающейся душе, при условии, что есть «обращение» и «разрешение» на подобные действия (тема вышла совсем недавно в беседе с подругой и сохраняет актуальность для пространства заповедника «Монрепо»).
Я уезжала из Выборга с верой в то, что Природа – самый неутомимый Лекарь и великая Мудрость, которой только бы довериться, и действовать, понимая её язык, вслушиваясь в её мелодию. Так было задумано создателями парка «Монрепо» – точки на краю Света; пространства между жизнью и смертью, уголка России для душевной аскезы, глубоких откровений.
…20 декабря 2020 года случилось лишь первое знакомство с удивительным парком, который продолжает вдохновлять также, как когда-то питал мысль русских поэтов Серебряного века – ведь именно «в этот край с начала мира…из Кашмира шли толпЫ богатырей»!
…И средь смутных очертаний
Этих каменных высот
В блеске северных сияний
К царству духов виден вход.
Знать, недаром из Кашмира
И с полуденных морей
В этот край с начала мира
Шли толпы богатырей.
В.С. Соловьёв, 2 августа 1893
Напоследок, словно многоточие и ещё нерассказанная тайна - мои глаза в лучших, исцеляющих своей силой, петербужских музеях, новогодних улицах и площадях прекрасной северной столицы моей любимой России: в Эрмитаже с его малахитовой, уральской (рук Данилы-мастера, наверняка) Чашей; ключами от Вселенной; зеркальным залом и янтарной комнатой Екатерининского дворца в Царском Селе; глубочайшими по Духу и цвету картинами Николая Константиновича Рериха на выставке "В поисках Шамбалы".
|