5 июня

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 419
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2024 » Январь » 11 » Сарасвати: богиня, река, Shakti
17:16
Сарасвати: богиня, река, Shakti

«Богиня красноречия, сострадающая мать, стань едина с моею речью. Прекраснее, чем сияние осеннего полнолуния, с голосом, затмевающим сладчайшие мелодии Брахмы, с разумом, постигнуть который также сложно, как глубины океана, я преклоняюсь пред богиней Сарасвати».

Поэтические образы буддистского просветителя XIV века ламы Чже Цонкапы также выразительны и прекрасны, как и гимны Ригведы, сложенные в честь Сарасвати тысячелетия до него – «Лучшая из матерей, лучшая из рек, лучшая из богинь, Сарасвати, мы невежественные и необученные, дай нам мудрость и знание» («Яджурведа», 2:41:16). 

 О той Сарасвати, что почиталась величайшей из рек древней Индии, подарившей истории человечества целую цивилизацию, той Сарасвати, которая является мудростью Бога-Творца, опираясь на легенды и научные исследования, постараюсь воссоздать образ великой созидательной силы – ШАКТИ (в индуизме), её проявлениях в нашем сознании и объективной реальности.

В индуистской традиции понятие божественного представляет собой сложное взаимодействие между пурушей — самостью, духом — и пракрити — природой, недифференцированной материей Вселенной. Кроме того, Shakti (сила) признана энергетическим принципом Вселенной. Он женский, и включает как творение, так и божественность. Он воплощает изначальную Энергию Вселенной.

Легенда № 1. Рождение богини (по Брахманда Пуране)

Господь Брахма приготовился к творению, и во время медитации в его уме начала раздуваться саттвагуна, из которой родилась девочка.

Кто ты? – спросил Брахма.

Я рождена от тебя. Вы назначаете мне место и обязанности, - ответила она 

Тогда Брахма сказал ей, что ее зовут Сарасвати, и повелел, чтобы она оставалась у всех на слуху. «Ты танцуешь особенно на языках ученых людей. Ты должна также существовать на земле в виде реки, а приняв третий образ, ты должна жить и во мне». 

Богиня Сарасвати согласилась на это.

Факт № 1. О реке Сарасвати (по материалам отчёта «Комплексное исследование на основе дистанционного зондирования и ГИС –методов с наземной информацией», Департамент космоса правительства Индии, Дходжпур, 2014 г.)

Сегодня ведическая река Сарасвати представлена рекой Гхаггар, которая течет по палеоруслу ведической Сарасвати, расположенной в западной части штата Харьяна. Ведическая река Сарасвати текла к югу от реки Инд на северо-западе Индии. Открытие стоянок хараппской цивилизации на берегах Сарасвати также указывает на её могущество и великодушие. Считается, что древняя цивилизация пришла к концу в результате неотектоники и изменения климата. По этим же причинам река Сарасвати превратилось в эфемерный поток.

Всё течение ведической реки Сарасвати было восстановлено с использованием новейших спутниковых снискими памятниками, буровыми и гидрогеологическими данными. Радиометрический возрамков. Нанесенный на карту курс подтверждается различными наземными данными: археологичест речных отложений позволяет предположить, что возраст ведической реки Сарасвати (более старые палеорусла) может быть 28 000 лет, период наибольшего расцвета от 8 000 до 5 000 лет назад. Однако, возраст захваченных грунтовых вод в палеоканалах штата Раджастан показывает более современный возраст Сарасвати 18800 – 8910-1340 гг. до н.э.

Главный вывод Комплексного исследования: палеоканал реки Сатледж в Пенджабе связывает ведическую реку Сарасвати с основным источником на озере Манасаровар. Соединение всей дренажной сети можно проследить от озера Манасаровар (Тибетские Гималаи) до Дварки (Гуджарат, побережье Аравийского моря) в конце четвертичного периода (геологический период, начавшийся 2,58 миллиона лет назад и по сей день).

"Река — это Тайна расстояния и источника,

Коснитесь его плавного тела,  и вы коснетесь далеких мест...

Вы прикасаетесь к истории, которая не может перестать рассказывать себя,

История, которая всегда только начинается.

Песня реки не кончается у её берегов,

Но в сердцах тех, Кто её искренне любил", -

эпиграф к блогу "В поисках реки Сарасвати", автор Винит Аггарвал, художник, путешественник, Мумбаи, Индия

 

О сути и формах Шри Сарасвати Деви

Сарасвати, богиня знаний и искусств, олицетворяет мудрость Деви. 

Она — река сознания, оживляющая творение; она богиня рассвета, чьи лучи рассеивают тьму невежества. Без нее только хаос и неразбериха. Чтобы осознать ее, нужно выйти за пределы удовольствий чувств и радоваться безмятежности духа.

Она превосходит желания плоти и радуется силам разума как покровительница чистой мудрости. Она воплощает в себе все чистое и возвышенное в природе.

Легендарная сцена выше изображает царя, воздающего дань уважения отшельнику. Присутствие Вишну и Сарасвати указывает на благоприятность события, и их присутствие также означает, что они изливают благословения на царскую особу царя. 

На этом редком изображении Сарасвати, богиня знаний и искусств, изображена верхом на орле Вишну Гаруде. Она демонстрирует фирменные атрибуты Господа Вишну в своих четырех руках: диск, раковина, лотос и булава, её тело приобрело голубой оттенок Вишну. В бенгальской вайшнавской традиции Сарасвати считается первой женой Вишну.

«Шри Сарасватидеви сидит на лотосе. В одной правой руке Она держит вину, в другой чётки (джапа-мала). В одной левой руке Она держит Веды, в другой — лотос (либо калаш-сосуд). На Её лице улыбка, и глядя на Её лицо, человек испытывает покой» - это благостная форма богини.

Однако, в Кали-Югу, Шри Деви Сарасвати может принимать гневную форму, когда Она изображена стоящей и держащей оружие Брахмы – брахмастру, чтобы наказать тех, кто ведет себя неправедно.

Каждая деталь Формы Деви имеет явный и тайный смыслы.

Цвет её одеяний ослепительно-белый (Jotirmaya инд. джйотир-майя, состоящая из света, сияющая) символизирует истинную чистоту, которой поклоняются Брахма, Вишну, Шива; орнамент на одеждах означает богатство.

Четыре руки задают направления, обозначают вездесущность.

Предметы в руках Сарасвати Деви:

Веды говорят о ней, как богине Знаний, благодаря которой происходит обучение, о её божественном покровительстве сфере образования, науки. Благодаря джапа-мала (чётки и рецетирование мантр) богиня усиливает дисциплину, концентрацию, придаёт силу словам,  горшок (калаш) с водой олицетворяет очищение ума, наполнение знаниями.  Восседающая на цветке белого лотоса, поднявшегося из глубин омрачений и невежества, Сарасвати Деви дарует всемерную помощь устремлениям преданного к Чистому Источнику Знаний в единстве с Матерью-Природой. Музыкальный инструмент вина – символ покровительства людям искусства, когда божественная сила развивает особые способности к музыке, рисованию, пению, танцам, творчеству в постижении Высших Вибраций Гармонии, погружения в нирвану.

Рядом с Сарасвати Деви две птицы – лебедь и павлин. Лебедь (хамса в индуизме) – также ездовое животное бога-творца Брахмы, символ души (парамахамса на санскрите परमहंस относится к возвышенной душе). Индусы считают, что лебедь единственное существо, способное отделять молоко от воды после их смешивания; символически это проявление великого духовного различения, символ духовно продвинутого существа, способного контролировать энергию дыхания таким образом, что он поглощает только чистые вибрации всех различных энергий, содержащихся в мире. Хамса мантра указывает на звук, издаваемый выдохом («ха») и вдохом («са») дыхания. Павлин олицетворяет красоту и танец, а также тщеславие и нерешительность. Таким образом, его присутствие является напоминанием об обуздании этих двух качеств.

Vak-Devi, the Goddess of Speech and Learning, displaying her omni manifestation (viratasvarupa)

Богиня Вак, описанная в Ригведе (аспект Сарасвати) - мощное творческое олицетворение ритуальной речи, основа космико-ритуального порядка. 

Ее имя означает «речь».

"Она есть речь, и тайны и чудеса речи выражают ее особую сверхъестественную природу». 

Она — великий поток Ритама , или истины, и она вдохновляет огонь искателей на достижение истины во всех ее формах. Богиня дает возможность риши — ученым провидцам и мудрецам — слышать, постигать и раскрывать истины существования, изобретать и создавать гимны и ритуалы, выражающие реальность их видений. 

Она дарует видение видящим. Она дает мудрость мудрым.

Вак называют Небесной Царицей, царицей богов (Ригведа 8.89) – предвестница света и силы, она дает пропитание всему, в небесном и земном царстве. 

Она — Мать, которая дала рождение вещам, назвав их.

В начале было слово. В индуистской мифологии это слово понимается как звук ОМ, фундаментальная вибрация творения

Коренной миф о Сарасвати описывает сотворение вселенной как момент, когда она вышла изо рта Брахмы; верхом на белоснежном лебеде, несущей музыкальный инструмент Вину, сияющей сиянием и красотой, сама ее сущность отзывается мантрой Ом. Этот звук, переносимый дыханием Брахмы, в конце концов проявится во всех мирах.

Сарасвати держит верхнюю часть Вины левой рукой и нижнюю часть Вины правой рукой - это означает ее полную власть над всеми отраслями знаний, а также ее способность играть любую роль (отрасль обучения) с ловкостью. Вина рассматривается как обитель божества, причем каждая ее физическая часть означает местопребывание какого-то тонкого аспекта бога или богини. 

Шея инструмента — Шива, струны — Парвати, мост — Лакшми, второстепенная тыква — Брахма, голова — Вишну, 

а резонирующее тело — Сарасвати

Звучание Вины символизирует саму жизнь, а струны представляют различные чувства. Звучание вины наиболее близко к женскому голосу, считается, что ОНО наполняет Вселенную жизненной энергией, когда мелодия мантр (законов, формул) упорядочивает первоначальный хаос.

Муладхара-чакра

В ведантистских традициях звук считается одним из важнейших принципов существования, поскольку он одновременно является источником материи и ключом к освобождению от нее. 

Тот, кто может досконально понять четыре стадии звука, описанные в ведических текстах, может использовать эту науку, чтобы освободиться от рабства материи.

  артхашрайатвам шабдасйа
драштур лингатвам эва ча
тан-матратвам ча набхасо
лакшанам кавайо видух
 

«Ученые и обладающие истинным знанием люди определяют звук как то, что передает идею объекта, указывает на присутствие говорящего и составляет тонкую форму эфира» («Шримад-Бхагаватам» (3.26.33)

Это определение очень интересно тем, что полностью отличается от западных и современных взглядов на определение звука. 

Во-первых, те, кто образован и обладает истинным знанием, определяют звук как то, что передает идею объекта. Звук ("шабда") — это не просто вибрация, создаваемая встречей двух объектов. Звук – это то, что передает идею объекта. Точное слово, используемое в этой связи, — «артха-ашрая» или «прибежище смысла». В ведической концепции акшары (буквы) — это биджи, или семена существования. Слышимые звуки подразделяются на 50 букв алфавита на языке санскрит, начиная с «а» и заканчивая «кша». Поэтому алфавит называется «акшара», что буквально означает «непогрешимый» или «высший». Акшара также является синонимом пранавы (Ом), суммы всех слогов и источника всех ведических гимнов. 

В тантрах акшары прослеживаются до уровня их материального источника, которым является особое божество Шакти. Каждая из её стадий проявления является фазами эволюции вселенной. Таким образом, акшары — это мощный звук, конституционно связанный с объектами как звук (шабда) и его значение (артха). Это интересно тем, что проводит различие между звуком и шумом. Шум, в отличие от звука, не является артха-ашрайей или прибежищем смысла.

Второй аспект определения звука в «Шримад-Бхагаватам», уникальный для современной мысли, заключается в том, что звук определяется как «то, что указывает на присутствие говорящего». Таким образом, звук должен быть продуктом сознания. В этом смысле в ведических текстах звук иногда называют Вак - Речь.

В системе тантры принята теория о вечности звука (шабда) и смысла (артхи), утверждающая, что шабда и артха являются воплощением Шивы и Шакти как самой Вселенной. Они называют свой первоисточник шабдартха-брахманом, а не просто шабда-брахманом, ибо это источник как объектов, так и их описаний. Слова и их значения – то, что они обозначают в объективном мире, – это разнообразие проявлений Шакти.

Поскольку звук имеет природу составляющих его слогов (варн), тантра утверждает, что творческая сила вселенной заключена во всех буквах алфавита. Различные буквы символизируют различные функции этой творческой силы, и их совокупность обозначается как матрика или «мать в сущности». Таким образом, Тантра рассматривает мантры не как простое сочетание причудливых звуков, но как тонкую форму правящего божества; и истинная цель медитации с помощью мантры состоит в том, чтобы общаться с божеством этой конкретной мантры.

Подобно тому, как санкальпа — чистая мысль — должна пройти через несколько стадий, прежде чем она действительно проявится как конкретная творческая сила, звук конкретной мантры также должен пройти через несколько стадий, прежде чем он будет полностью воспринят слушателем в совершенстве. Этих стадий 4: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхариКаждый уровень звука соответствует уровню существования, и восприятие звука зависит от утонченности сознания

Звук, который мы слышим своими ушами, называется «Вайкхари», его источник находится внутри нас и называется «Пара». «Вайкхари» исходит из губ, «Пара» — это звук, присутствующий в муладхара-чакре (ниже пупка). Прежде чем звук вырвется через рот как «вайкхари», он проходит две стадии: «пашьянти» и «мадхьяму». Только когда мы будем подниматься все выше и выше по пути йогического совершенства, мы сможем услышать звуки «Пашьянти», «Мадхьяма» и «Пара». Провидцы, являющиеся мастерами Йоги, способны слышать звуки «пара». Такие звуки радуют божеств, творят добро в мире и приносят Атмический подъем. Именно такие звуки «Пара» провидцы дали нам как мантры.

Эти четыре стадии звука соответствуют четырем состояниям сознания. Пара представляет трансцендентное сознание (турия). Пашьянти представляет интеллектуальное сознание (сушупти), соответствующее состоянию без сновидений. Мадхьяма представляет ментальное сознание (свапна), соответствующее состоянию сновидения. Вайкхари представляет физическое сознание (джаграт), соответствующее состоянию бодрствования. 

Нада-йога (санскр. नादयोग, «йога звука») — индийская система внутренней трансформации посредством звука или тона, основанная на предпосылке, что вселенная и всё в ней, включая людей, состоят из звуковых вибраций, или нада. Слово на́да (санскр. नाद, «звук», «тон», «голос», «резонанс», «универсальный пульс жизни» или «текущий поток сознания») — понятие в йоге, обозначающее внутренний звук, тонкую звуковую вибрацию; йога (युज्) происходит от санскритского корня ‘Yuj’ - "соединяться" или "объединяться, что означает «единение посредством звука» или йога звука.

В нада-йоге есть два типа звука: внутренний (анахата) и внешний (ахата). Согласно нада-йоге, в состоянии сосредоточенности и контролируемого дыхания практикующий концентрируется на внешних звуках; это делает ум настолько тихим, что практикующий может слушать свой собственный звук анахаты, известной как сердечная чакра, считающейся также ответственной за восприятие этой внутренней музыки.

Другими словами, с непрерывными звуками и сосредоточением на тихих вибрациях и контролируемом дыхании человек может "слушать" свою собственную анахату, свой собственный "внутренний звук", который может принимать до девяти различных форм. Такой процесс внутреннего осознания и чувствительности приводит к усилению самосознания и, наконец, к пробуждению. Внутренние звуки человека часто могут быть чем-то похожими на звуки колокольчика, флейты или электрический гул (в моей личной практике, чаще других "инструментов", ощущается звучание оргАна, звук действительно исходит из грудной клетки, "потерявшей" границы, и кажется, что всё и все охвачены этим объёмным звучанием). Состояние, известное в западной медицине как шум в ушах, в аюрведической медицине считается, возможно, вызванным духовным пробуждением к анахате.

Просмотров: 928 | Добавил: Ta_Sh | Рейтинг: 5.0/18
Всего комментариев: 1
1 Ta_Sh  
0
Это не вина богини Сарасвати, это ситар...
Ситар — струнный щипковый музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки.
Основных струн у ситара семь: пять мелодических и две бурдонных. Помимо того на ситаре ещё 9—13 резонирующих струн, которые, отзываясь на звуки основных, создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов.
Появился ситар в Индии в XIII веке, до этого народы Индии играли на вине, древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах.

Если вы никуда не спешите, то послушайте и посмотрите уникальный мастер-класс, который даёт своей дочери великий Мастер Рави Шанкар, как реально танцует богиня Сарасвати на кончике его языка"...  




Да и дочь, Анушка Шанкар, тоже Мастерица!

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024