Совсем рядом с Александровским подворьем находится Сердце Иерусалима - Храм Гроба Господня.
Первым, кто заинтересовался этим участком земли в 1844 году был Прусский консул Шульц. В 1859 году по инициативе русского дипломата в Иерусалиме В.И.Доргобужинова эта земля, принадлежавшая коптскому священнику Георгию и его брату Ризке Алле была приобретена Россией для постройки на нём здания консульства. Позднее к нему были прикуплены соседние и подземные участки, и таким образом земельный участок, приобретённый за 40,859 франков имел площадь в 314 кв. саженей.
В 1860 году известный археолог Э. Пьеротти, расчищая место для постройки, обнаружил остатки древней стены. Позже, в 1864 году, француз граф Мельхиор де Вогюэ, производивший раскопки за свой счёт, увидел отдельно стоящую арку. Годом позже на место раскопок пришли английские археологи во главе с В.Вильсоном. Однако, системные раскопки были предприняты только Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году при финансовой поддержке его председателя великого князя Сергея Александровича, пожертвовавшего 1000 рублей золотом на уникальные научные изыскания. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено отцу архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы.
Остатки городской внешней и внутренней стены, обнаруженные археологами, Конрад Шик отнёс ко времени Ирода Великого, ввиду массивности и грандиозности найденных остатков и наличии элимов (выступов) в стене в два локтя ширины каждый. Найденные остатки стены древнееврейской эпохи находились на Ж И В О М грунте скалы, т.е. в своём первоначальном, нетронутом виде, образуя при этом целый хорошо сохранившийся угол. Арку с двумя колоннами сообщество археологов датировало началом II века, т. е. временем Римского императора Адриана (117-138 гг.), а остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой, определили началом IV века. Но самым главным достижением было то, что Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе.
Находка двух каменных плит (0,5х1м.) с углублением для затвора и части стены с отверстием, расширяющимся кверху, т.н. "игольным ушком" – произвели сенсацию в богословском научном мире. Город времени Иисуса Христа заканчивался городской стеной с воротами, запирающимися на ночь, оставляя маленькую щель, в которую мог пройти только человек. Вспомнились слова "…Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божье".
Особый такт, осторожность и тонкие дипломатические ходы архимандрита Антонина Капустина и всего дипломатического русского представительства на Востоке сделали своё дело – церковь на подворье с приютом для паломников общей площадью 1433 квадратных метра была освящена 22 мая 1896 года в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.
Живописный этюд И.Е.Репина "Несение Креста", исполненный им в 1898 году, находится рядом с Распятием. На его оборотной стороне значится надпись: «Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме приношу в дар Иерусалимской русской церкви «На раскопках». Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при пороге Ворот (не высоко). Прошу на литургиях поминать имена моих родителей Евфимия и Татианы. И. Репин 1898 июль 27».
http://palomnic.org/ippo/h/podvorie/ источник
http://fotki.yandex.ru/search....0%B5%20 %D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0/users/natiek/view/147325?page=0&how=week&type=image