О СИМВОЛИЗМЕ СТУПЫ КУМБУМ в ГЬЯНЦЗЕ На территории Индии первоначально были распространены ступы с круглым основанием, образцы которых мы можем увидеть в Сарнатхе, Амаравати, Санчи и многих других местах.
В Средней Азии, на территории Гандхары во времена правления Кушанской династии (4в. – 2в. до н.э.) возник другой тип ступ - с квадратным основанием.
В Таксиле найдены первые примеры ступ (1 век н.э., Средняя Азия), построенных в виде террас, к типу которых относится и ступа в Гьянце.
Подобные ступы распространились в других частях Средней Азии, таких как Турфанская впадина и других, и довольно быстро были переняты в Китае (в 5 веке).
Из Китая эти архитектурные формы перекочевали в Непал (во времена правления династии Личчави) и далее в северную Индию (в поздний период Гупта и весь период Пала).
Так ступа в Бодхгае, построенная на месте просветления Будды Шакьямуни, стоит на «среднеазиатском» квадратном по форме основании. В 7-8 веке в Непале этот вид ступ эволюционировал.
Найдены доказательства, что в долинах Непала стояли квадратные многоэтажные ступы, с отсутствующим полусферическим куполом. При этом планы этажей могли быть одного или разных типов (квадратными, круглыми, восьмиугольными, крестообразными или же сложной формы взаимопроникающих треугольников и квадратов).
Они по форме были скорее развитием многоэтажных зданий, нежели были похожи на древние ступы распространенные в Средней Азии. Именно этот тип оказал наибольшее влияние на архитектуру «восьми великих ступ», построенных в Тибете (ступа в Гьянцзе входит в их число). Эти ступы уникальны и отличаются от многообразия других. Помимо символизма учения сутр, в них были отображены собрания тантр тех школ, которые участвовали в строительстве ступ.
Четвертой по счету была построена ступа sKu-bum (Кумбум) в Гьянцзе (годы строительства 1426-1438 гг.).
Несмотря на то, что все восемь ступ не имели аналогов в истории Тибета, ступа Гьянцзе Кумбум по обширности религиозного замысла и красоте художественного исполнения стоит на первом месте.
Религиозное содержание ступы полностью соответствует канону учений тантры, составленному в линии Гелуг и дополненному некоторыми тантрами из собраний линии Сакья.
Инициатор строительства принц Рабтан Кунзан (Rab-brtan-kun-bzang) был в родстве со знатным кланом Кхон, к которому принадлежит высшее руководство школы Сакья.
Поэтому принц также принадлежал к этой школе.
Но, незадолго до строительства ступы, он вдохновился новыми идеями, разработанными в школе Гелуг и стал учеником Кедруб Чже - ближайшего последователя Чже Цонкапы.
Чже Цонкапа, оснаватель школы Гелуг, составил великий Компендиум буддийской тантры под названием Нагрим Ченмо (sNgags-rim chen-mo), который в полной мере отражен в конструкции и содержании ступы Кумбум.
Полный текст о структурах и их назначении