Сакья (кит. 萨迦寺; тиб. ས་སྐྱ — серая земля) ИЗ ЛИЧНОГО: Вхожу на территорию и пока народ прикасается частями тел к целительному камню понимаю, что мне надо идти босиком (хотя все ходят обутыми). Ставлю свои сандальки и двигаюсь дальше - надо запечатлеться возле льва!
Затем, очаровывает Главный зал, глаза разбегаются, т.к кроме величественных скульптур бывших лам (кстати,у каждого из них свои атрибуты), внимание привлекают колонны (см. в коллаже) - самых древних 4 и они источают силу. Рядышком необыкновенной красоты скульптура из белой кости и огромная раковина с перламутровой сердцевиной. Хочу сфотографировать, но внутри звучит запрет (это знакомо, значит будет что-то "сверхъестественное" и это своего рода жертвоприношение).
Как выяснилось позднее - не единственное - пришлось неторопливо шагать босиком по горячущему каменному покрытию всего второго этажа дворца (по углям проще - бегом и дорожка короткая, а здесь по всему периметру! Но, честное слово, было ради чего! На коллаже есть алтарь с черепом, так вот этот же или подобный ему, мне предложил взять в руки один старенький монах, насмешливо глядя на моё смятение: "слабо?! боишься?!" Меня поразило то что форма черепа была немного удлинённой (жаль, что не знаю, чей же это он всё-таки), но я уважительно приняла реликвию, посоединялась... В этом же небольшом зальчике была библиотека, и мне посчастливилось увидеть (правда, держал книгу сам монах) одну из страниц с записью на старинном пальмовом листе (говорят, на таких страницах пишется Кинга Судеб)... Но и это ещё не всё, покланялась монаху, поблагодарила, а он показывает мне путь на верхний этаж. Поднялась и замерла - в небольшом помещении вдоль стен стояли фигуры Защитников Дхармы, у каждого своё оружие... Рассматриваю, впечатляюсь, разворачиваюсь к выходу, и понимаю, что ЭТО можно и нужно фотографировать (на коллаже фигура с мечом). Ещё одно фото - это фрагмент самой крупной библиотеки буддистских (и не только) источников по различным вопросам религии, культуры, около 84 000 книг. И наконец, Ступа, считается, что она сваямбу (самопроявленная). У меня никаких сомнений в этом не было, т.к. располагалась она в старой Сакье - более древней части монастыря, на кварцевых выходах горных пород, трансформируя высокие энергии пространства (т.е. являясь сердцем большого комплекса из ступ и иных сооружений), сублимируя их с энергиями монастырских ритуалов. В новой Сакье также есть ступа, в которой в самадхи находится уже три года монах (что-то наподобие феномена Хамбо Ламы Итигэлова из Иволгинкого дацана Бурятии). В общем, САКЬЯ - настоящий, живой источник учения Будды. Смешно получилось с моими сандальками - больше часа, наверно, они стояли бесхозными, вот и привлекли внимание одного из тибетцев - я подошла в тот момент, когда он примерял их на себя, пришлось и мне примерить его кроссовки
Немного истории монастыря. В 1073 году Хон Кончок Гьелпо (1034-L 102) построил монастырь Сакья в Южном Тибете. Его сын и преемник, Сакья кунга Ньингпо, основал секту Сакья, одну из четырех основных школ тибетского буддизма. В отличие от других религиозных орденов, Сакьяпа основывали свою власть на наследственной преемственности, а Сакья-ламы брали себе супругов для рождения сыновей, чтобы биологически продолжить религиозное происхождение.
Учение и практика, которые являются сутью традиции Сакья, называются “Ламдре (Лам/Брас)”, или “Путь и его плоды". В основе своей философская точка зрения, выраженная в “пути и его плоде”, является “неразделением Сансары и Нирваны". Согласно этой точке зрения, человек не может достичь нирваны или циклического существования, потому что ум является корнем и Самары, и Нирваны ” Когда ум затемнен, он принимает форму сансары, а когда ум освобожден от препятствий, он принимает форму Нирваны. Конечная реальность такова, что человек должен стремиться осознать эту фундаментальную неразделимость через посредничество.