На каждой из его четырех стен в тимпанах арок находится известный квадратный знак (см. рисунок выше). Его геометрия проста - друг в друга последовательно вписаны: внешний квадрат→диагонально смещенный квадрат→внутренний квадрат→круг. Оказывается аналогичный символ можно обнаружить и в Китае в наскальных росписях пещер Дуньхуана - крупнейшего раннесредневекового буддийского центра Восточной и Центральной Азии.
Обратим также внимание, что знак Мавзолея Саманидов является плоской проекцией самого Мавзолея. На эту мысль наводит связь «куб-квадрат» и «купол-круг», параллель между 40 «перлами» знака и 40 арочными проемами Мавзолея. В объемной композиции Мавзолея сочетание диагональных друг к другу квадратов выражают открытые на четыре стороны проходы арочных проемов. Неожиданная связь плоской мандалы с объемной архитектурой имеет объяснение в рамках буддийской традиции. Знак мандалы в тантризме – формальный образ трехмерного священного дворца, который и есть истинная мандала - дом для визуализируемого божества. Это сложное архитектурное сооружение необходимо мысленно воспроизвести в процессе медитации. Образцы деревянных дворцов тантрических божеств как реликвии хранятся в монастырях Тибета, где монахов специально обучают мысленному представлению дворцов на деревянных моделях и конструкторах.
По мнению нашего бухарского гида Абдрахмона это сооружение считается одним из самых мистических в Бухаре. Различные элементы отражают космогонические воззрения того периода.
На фото часть внутреннего помещения.
Архитектурный облик мавзолея определяется исключительно древними традициями восприятия окружающего мира.На заре человеческой истории в Северном полушарии Земли человек первоначально определил четыре направления, которые определяли его местоположение в пространстве и помогали ориентироватьсяв обыденной жизни.Восток и Запад — места откуда Солнце всходит и куда заходит. Полярная звезда —единственная "неподвижная" звезда, указывавшая направление на Север ночью, когда торговые караваны двигались в пути. Юг — он же Полдень — направление, противоположное тени от Солнца в полдень, когда тень имеет наименьшую длину и в дневное время является точным указателем на Север.Рано обнаружив "четыре" — "чор" фиксированные точки пространства, человек воспринимал Мир как квадратную плоскость, имеющую "четыре" угла и "четыре" горизонта. Одновременно ночное небо представлялось куполом-полусферой. Так, в древней культурной традиции буддизма Земля, на которой обитает человек, представляется в виде Куба.Таким образом, мавзолей — куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Это и определяет архитектурные каноны определенной культурыв определенное историческое время.