|
Вместе с началом нового календарного года началась для меня третья встреча с благословенной землёй Шри-Ланки. Мечта о восхождении на пик Адама стала явью в финале, а начало путешествия положила бабочка семейства Catopsilia florella – лимонный мигрант, залетевшая в наш микроавтобус и почтившая меня своим вниманием, облюбовав ладошку да ещё в губы чмокнув напоследок. |
Шри Ланка является домом для огромного количества видов бабочек и один раз в год они образуют собою длинные цепочки, иногда состоящие из сотен особей, и пролетают этими цепочками через сельскую местность. Популярная легенда гласит, что все они собираются возле священной горы, чтобы выразить почтение отпечатку стопы Будды.
|
Одно из сингальских названий горы - Саманалаканда, относится либо к местному божеству Саману, либо к бабочкам (samanalayā). У многих народов Азии бабочка является благим символом: в индийских легендах 8 бабочек сели на флейту Будды; в Японии бабочка - всё самое лучшее в жизни человека, причём, одна бабочка – это символ экстатической радости, любви без обязательств, ремесла гейш...
|
Лично для меня бабочка – это трансформация, выход из кокона, крылатость, мобильность, изящество и Сила, альтернативная концу Света. И если Ключ трансформаций в руках – значит вперёд, на поиски новых граней себя в Бесконечности Пространств и Времён.
Чей же всё-таки след на священной горе?
Наша группа неплохо потренировалась перед подъёмом на гору со священным следом. Например, в Сигирии в течение одного дня мы поднялись сначала на Пидурангалу (490 м), а затем на Львиную скалу (495 м); в Элле одолели трекинг с подъёмом к мосту «в небо» Демодара (945 м); к тому же, в группе были прошедшие кору вокруг Кайласа (4500-5200 м) – т.е. народ был готов к высотной нагрузке. Но Путь в сакральном пространстве горы Бабочек оказался далеко не воздушным.
О восхождении на пик в цифрах:
- Абсолютная высота горы – 2243 м (выше на острове только Пидуруталагала 2524 м);
- Протяжённость подъёма - около 8 км (на возврат ещё 8 км), в среднем, паломники преодолевают 5200 ступеней (плюс столько же при спуске);
- Время на восхождение и спуск у меня составило 5 с небольшим часов (у кого-то получилось быстрее, но на скорость я по святым местам и не хожу).
|
Обретение светимости окружающего пространства протекало на фоне набора высоты: начав движение «на грешной земле» в полной темноте, постепенно, казалось, каждый шаг добавляет Света вокруг.
|
Завораживающие мгновения на вершине – когда облака где-то внизу, рассвет словно в первый раз, краски природы в невероятном сочетании – перекрыли усталость и почти бессознательные шаги на последних ступенях (узкий проход и железные перила на подходе к вершине оказались кстати, т.к. «улёт», иногда, получается автоматически, к сожалению, потеря сознания на моих глазах произошла у двух паломников).
|
|
О необыкновенной энергетике горы известно давно, и множество её названий подтверждает почитание со стороны не только коренного населения острова, но и представителей четырёх мировых религий.
Итак, о названиях и легендах священной горы:
Бог Саман, иконография
|
Самантакута (Samantakuta) - "обитель бога Самана". До прихода буддизма в Шри Ланку гора почиталась как обитель местного божества. Саман (т) означает «восходящее утреннее солнце». С появлением буддизма, распространившегося на остров из Южной Индии, бог Саманта стал Самантабхадрой - одним из основных бодхисаттв Махаяны. Считается , что первым человеком, открывшим священный след, был король Walagamba (104-76 до н.э.). Согласно местной легенде , он был приведен к вершине горы божеством в образе оленя. После этого не только обычные паломники, но и королевские особы стали почитать след Будды;
|
Бодхисаттва Самантабхадра, иконография
|
Бабочка Lesser Albatross Эндемик Шри-Ланки
|
Саманалаканда (Samanalakanda) - сингальское наименование, переводимое как "гора бабочек". Обусловлено региональным явлением миграции бабочек в определенный период года; |
Бабочка Pachliopta jophon вымирающий эндемик Шри-Ланки
|
Шри Пада (Sri Pada) - в переводе с сингальского языка означает "священный след" - современное наиболее часто используемое местным населением название места. Согласно одному из поверий тамильских индуистов, гора Шри Пада во времена действия легендарного эпоса Рамаяна именовалась Трикута (Trikuta) - скала, на которой был построен город Ланка, а на ее вершине располагался дворец Раваны, откуда он осуществлял управление страной;
|
Шиванолипатха Малай (след Господа Шивы на горе) - индусы верят, что во время танца, чтобы создать мир, бог Шива оставил здесь свой след;
|
Рохана (Rohana) - название, используемое персидскими и арабскими купцами, является производным от "Al Rohoun" - района на юго-западе Шри-Ланки, где находится гора; |
Ратнагири (Ratnagiri) - в переводе с санскрита означает "гора самоцветов". Пик расположен в Центральной провинции острова, окруженной территориями, богатыми драгоценными камнями, здесь добывают рубин, топаз, гранат, кошачий глаз, аквамарин, александрит и сапфир. Для арабских путешественников средних веков это изобилие являлось следствием упавших на местную землю слез Адама и Евы, которые они проливали, будучи изгнанными из рая. По легенде, рассказанной китайскими купцами, Будда, посетив Шри Ланку, встретил бедных людей, вынужденных заниматься воровством; из сострадания к ним он оросил остров водой, капли которой, кристаллизовавшись, обратились в драгоценные камни;
|
Сваргароханам (Svargarohanam) - тамильский вариант, означающий «восхождение в небеса»;
|
|
Пик Адама (Pico de Adam) - на вершине находится храм с гигантским следом стопы длиной 1,8м. Буддисты считают отпечаток следом стопы Будды, индуисты верят, что отпечаток - господа Шивы, мусульмане и христиане считают, что это след ноги Адама, оставшийся когда тот впервые коснулся земли после изгнания из Эдема.
|
По легенде, коснувшись земли, Адам встал и стоял в покаянии на одной ноге в течение 1000 лет до того момента, пока его грехи не были прощены, после чего он смог воссоединиться с Евой.
В исламской традиции Адам был представителем Бога на земле, которому было предначертано стать первым пророком. Именно Адам является настоящим создателем священного камня Каабы в Мекке. После изгнания Адама и Евы из Эдема милосердный Господь решил смягчить наказание и поместил их на Шри-Ланку, самый благодатный уголок земли, более прочих напоминающий рай.
Склоны Шри Пады являются частью заповедника Peak Wilderness Sanctuary, в окрестных лесах встречаются редкие виды орхидей, рододендроны и различных растений, используемых в качестве специй. Согласно поверьям арабских путешественников, эти растения выросли из черенков и семян, которые Адам взял с собой из Рая.
В персидской поэме 14 века утверждается, что Аллах создал специи и цветы в Шри-Ланке, для того чтобы переход Адама из Рая на землю был менее болезненным.
|
Рассветная тень от пика Адама, представляет собой треугольник практически идеальной пирамидальной формы, не соответствующей фактическому контуру скалы, что издавна привлекает внимание посетителей. При наличии легкой туманности, тень как будто зависает с первыми, еще невидимыми лучами солнца, мистическим образом напротив скалы, после чего начинает движение в сторону скалы. Считается, что треугольник - это вовсе не тень, а физическое явление, выражающее образ Трех Драгоценностей буддизма.
|
|
...и, если познакомившись с разными мнениями о священной горе, вы не получили ответ на вопрос - отпечаток кого остался в камне, то сакральное место ждёт вас!
А я надеюсь на «эффект бабочки» - когда хаотичные соприкосновения с отдельными людьми, их хаотичные поведенческие реакции, трансформируются в гармоничные со-движения, осознание счастья быть вместе!
По традиции автор выражает глубокую благодарность организаторам путешествия: команде Kailash-explorer, лично Лёше Перчукову за целеустремлённость в Неведомое и Непройденное, уважаемым мастерам йога клуба OUM.RU, друзьям и коллегам за поддержку и со-причастие! |