Подлинное уникальное произведение Н. К. Рериха – «Пермский иконостас» c 8 июня 2012 по 8 января 2013 Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов Адрес: город Санкт-Петербург, Васильевский остров, 18-я линия, д.1 Проезд: От станций метро "Василеостровская", "Приморская" Телефоны: (812) 327-3506 URL: www.roerich.spb.ru/
Архангел Гавриил. (Северные двери). Фрагмент пермского иконостаса работы Николая Рериха. Дерево, масло, басма. 134,7 × 59,0 × 4,0. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург. Инв. № 550–ж. Икона поступила из Свердловского областного краеведческого музея в 1936 г., куда была передана в 1935 г. из ПГХГ. В ПГХГ попала из закрывшейся после революции церкви Казанской Божьей Матери. Икона с ковчегом. Вся поверхность полей и средника иконы, кроме изображения архангела, закрыта басмой. Объёмный венчик утрачен.
Пермский Иконостас церкви Казанской Божией Матери был создан по эскизам великого русского художника Н. К. Рериха в 1907 году после его паломничества по Италии и городам Древней Руси. Пермский иконостас Рериха, хранящийся в фондах Пермской государственной художественной галереи – это своего рода историческое обобщение, проникновение в толщу времён острым взглядом просвещённого художника. В самом начале XX столетия Рерих мечтал о «новых путях религиозной живописи», где бы слились воедино искания современности, наследие «лучших мастеров всех времен» и глубокая национальная основа, в качестве которой, как он считал, «надо брать первоисточники». http://www.vrata11.ru/index.p....emid=33
Нуждается в особом истолковании раскрытый свиток в руках Архангела Гавриила. Вообще Архангелы со свитком в руках иногда изображались на фресках перед порталом храма, однако ни в византийских, ни в древнерусских иконах такого рериховского извода не встречается. К тому же на свитке нет текста, а вместо букв – две колонки зашифрованных знаков. Левая колонка начинается растущим серпом луны и через три звезды заканчивается кругом солнца. Справа нарисовано пять таких же, как в левой колонке, восьмиконечных звёзд.
Интересно, что подобная композиция из восьмиконечных звёзд, а также знаков луны и солнца нередко встречается в мировой живописи. Так, в конце XIII века в венецианской живописи сложился сюжет «Коронование Марии», в котором круговое полотнище неба нередко изображалось в виде хоровода восьмиконечных звёзд. Среди этого неба выделялись две строчки. В нижней изображались луна и солнце с тремя звёздами между ними, в верхней же строке – пять звёзд. Такую ситуацию можно увидеть в картине Катерино Венециано(?) «Коронование Марии» (XIV в., Государственный Эрмитаж) и в одноимённой римской мозаике конца XIII-начала XIV века из церкви Санта Мария Маджоре. Складывается впечатление, что Рерих взял подобный фрагмент и в вертикальном виде поместил его в своём списке. Видимо, художник хотел передать таким зашифрованным способом важную весть, которую принёс в мир Архангел Гавриил – провозвестник тайн Божьих.
Интерпретируя свиток, попытаемся определить смысл правой нижней звезды, находящейся за кругом солнца. Вероятно, это появляющаяся незадолго перед восходом солнца звезда утра – Венера. Приняв такую астральную гипотезу, можно далее предположить, что семь остальных звёзд – это созвездие Большой Медведицы. Три звезды в левой колонке – это «три мага» Ориона. Дальнейшее разъяснение можно найти у самого Рериха в его книге «Пути благословения» (1924) и в картине «Матерь Мира» (1924). На картине художник изобразил Венеру, Большую Медведицу и Орион. В книге же находим соответствующее пояснение: «Между ними неудержно сейчас несётся к земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества. Давно запёчатлённые сроки исполняются в звёздных рунах» .
Видимо, такими звёздными рунами хотел Рерих оповестить о скором приходе новой эпохи – эпохи Матери Мира, когда в жизнь полнокровно войдёт женское начало. Столь неожиданное пророчество и помещение его среди образов святых можно считать в данном случае вполне уместным, поскольку Пермский иконостас создавался для женского монастыря, и художник всячески стремился возвеличить в нём образ женщины.http://www.shield-of-culture.org/viewtopic.php?f=107&t=524