Статуя бога огня Шиутекутли. 1325-1521 гг. н.э. По-ацтекски - «владыка года». Бог огня как подземного, так и небесного. Здесь он представлен молодым и сильным, одетый в плащ солнечных лучей, одним из определяющих его атрибутов. Статуя Коатликуэ - Богини земли и огня, матери богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она-олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. О
По представлениям ацтеков вселенная, в ее горизонтальном представлении, была разделена или направлена на четыре стороны. Существовала и пятая сторона света, так называемый центр, правителем которого считался бог огня Уеуетеотль(Уэуэтеотль) (Huehueteotl) - “Старый бог”, бог огня.
Ещё одно имя этого бога - Шиутекутли. Шиутекутли (Xiuhtecuhtli) - “Владыка года”, в мифологии ацтеков бог огня, властелин вулканов. Культ Шиутекутли и его изображение засвидетельствованы ещё в доольмекское время. Он был богом огня как небесного, так и подземного, жестокого, всепожирающего, но одновременно и богом домашнего очага, о чём свидетельствуют его другие имена и ипостаси: Цонкастли (“желтоволосый”), Куэсальцин (“пламя”), Тота (“наш отец”), Уэуэтеотль (“очень старый бог”), Тлальшиктеника (“сидящий в пупе земли”), “мать богов, отец богов” и др. Он - олицетворение света во тьме, тепла в холоде и жизни в смерти. У ацтеков он изображался с лицом, раскрашенным наполовину красной, наполовину чёрной краской, головное украшение составляли два тростника или бабочка; в руках у него или жезл или щит, или копал (курительная смола) и кадильница. На праздниках его статуя всегда приносилась последней, так как он стар и ходит очень медленно. Как бога света и огня, его также изображали с красным или оранжевым лицом с курильницей на голове. Его женой называют Чальчиутликуэ-богиню пресной воды, озёр, морей и рек, хотя в других мифах её считают женой Тлалока-бога дождя и грома. В конце 52-летнего цикла(52-летний солнечно-галактический цикл = 1 Оборот Сириуса Бета -календарь Цолькин) люди боялись, что боги уничтожат их, и чтобы умилостивить богов, они устраивали в их честь праздники, где Шиутекутли, как бог огня был в центе внимания. Ему посвящались сердца, вырванные из поджарившихся на углях тел жертв. http://mesoamerica.narod.ru/mifaztpant.html
По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("четыреста южных звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре Коатликуэ почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве Коатликуэ обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову.