СЖИГАНИЕ ТЬМЫ Николай Константинович Рерих, 1924. Холст, темпера. 88,5 x 117,0 см музей Рериха в Нью-Йорке
Картина, выполненная в характерной для Рериха манере, представляет собой горный пейзаж с группой людей в длинных одеяниях. Могло бы показаться, что эта местность фантастическая, выдуманная, но есть свидетельства, что изображение точно воспроизводит очертания ледника недалеко от Джомолунгмы.
На полотне запечатлена ночь – все вокруг объято синей мглой. На темном небе отчетливо видны яркие точки звезд, но они совершенно не рассеивают окружающую темноту. Находящиеся вдалеке горные вершины практически сливаются с небом, они изображены одним с ним цветом, и только темные контуры и более глубокие фиолетовые тени делают их рельефными и заметными на фоне спящих небес.
Глетчер весь изрезан острыми шпилями из синего и голубого льда. Верхние части ледника «подсвечены» зеленовато-желтым лунным сиянием, но самого ночного светила на небосклоне нет. Все спит, погруженное в темноту бессознательного.
Из-за поворота ледяной скалы, словно материализуясь из ниоткуда, из мифической Шангри-Ла, появляются люди в длинных, светлых одеяниях. В руках у их предводителя небольшой предмет – ларец, излучающий яркий, белый свет. Это сияние мудрости, любви и красоты, которое призвано рассеять тьму окружающего мира. Оно прогонит холод, растопит льды и вернет людям яркость утраченных красок.
Если внимательно присмотреться, то за спинами выходящих людей можно увидеть высеченные в скале ступени. Они круто поднимаются вверх и уходят в глубокую темную пещеру, высеченную в монолитной скале. Если учесть предполагаемое место действия и пристрастия художника, можно предположить, что в виде этой пещеры в горах изображено не что иное, как легендарная Шамбала. Люди, несущие Свет Истины, заключенный в ларце – это Великие Учителя, которые пришли из загадочной страны, чтобы рассеять тьму, царящую в нашем мире. Это метафорическое обозначение темноты в человеческой душе, которая так нуждается в ярком и чистом свете любви, справедливости и участия.
Несмотря на использование практически монохромной цветовой гаммы и сдержанных изобразительных приемов, картина не выглядит плоской или невыразительной. Она отличается очень насыщенным, сочным светом, а четкие, почти геометрические контуры скал и ледника придают ей необходимую динамику.
Это полотно впечатляет глубиной содержания при сдержанных способах изображения и высокой духовной идеей, заключенной в простом прямоугольнике картины. источник
Геральдическое описание ГЕРБА «В зеленом поле сидящий прямо на золотом дамасцированном троне старец в длинной древнерусской одежде, держащий на коленях гусли, на которых возложена его правая рука, а в левой руке — посох. Из-за трона по сторонам выходящий бык вправо и медведь — влево. Все фигуры золотые». Обоснование символики ГЕРБА Золотая фигура старца символизирует многовековую, более чем 500-летнюю историю Волосово – сначала деревни, затем – в XX в. – рабочего поселка, центра крупного района Ленинградской области (с 1927 г.), а с 1999 г. – города. Первое упоминание о Волосово относится к 1499 г. В течении многих веков Волосово – небольшая деревня, расположенная среди лесов (зеленый цвет поля, символ медведя), получившая свое развитие только во второй половине XIX в. Гусли на коленях старца – символ богатой духовной культуры края, развитие в Волосово народного искусства. На Волосовской земле проводятся праздники и фестивали районного и областного уровня – праздник народного творчества (с 1987 г.), областной праздник славянских культур «Славянское кольцо». В городе действует городской досуговый центр «Родник» с большим концертным залом, библиотекой, историко-краеведческий музей, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рериха, парк культуры и отдыха «Велес». Особое внимание уделяется развитию народных художественных промыслов и ремесел. Имеется русский народный хор. Медведь – символизирует Волосово как центр лесного края, а бык – как центр сельскохозяйственного района. Древняя легенда гласит: на месте между селениями Кандакюль и Сельцо древние славяне поклонялись своему языческому богу Велесу (Волосу) – покровителю скотоводства. От его имени и ведет свое название Волосово. Символ старца, сидящего на троне с выходящими из-за него медведем и быком символизируют образ Велеса (Волоса) – древнеславянского бога плодородия, «скотьего бога». Древнерусский культ Велеса связан с почитанием медведя как хозяина животных. По мнению Рыбакова, Велес – это дух убитого медведя, которого надо было задабривать. Медведь — это «лесной царь», которому приносили просьбы о сохранности всей скотины. Рыбаков пишет, что «Велес» мог выступать и в виде медведя, «лесного царя», и в виде быка, представителя «рогатого богатства». Медведь — символ предусмотрительности, а бык – плодородия и процветания. Гусли символизируют упоминание в «Слове о полку Игореве» Бояна, как внука Велеса. Зелень – традиционный цвет природы, ее возрождения каждую весну, символизирует надежду, изобилие, здоровье, свободу и радость. Символ лесных богатств и сельскохозяйственных угодий. Золото – духовное величие, могущество, силу, постоянство, справедливость, добродетель, верность. источник
Главная достопримечательность Извары — музей-усадьба известного русского художника, философа и ученого Николая Константиновича Рериха, открытый в 1984 году. Это первый в России государственный музей Н. К. Рериха и единственный в стране мемориальный музей, расположенный непосредственно в доме, с которым связаны первые 26 лет жизни художника. Среди многочисленных экспонатов музея — три подлинные картины Н. К. Рериха
Фото сделано в открытом в 2019 году культурном центре "Извара 15". Надо отдать должное молодости Духа, утверждению "здесь и сейчас" Вечных Непреходящих ценностей - красоты и силы Природы, гармонии творчества ВНЕ времени, присутствующих в расположенных рядышком собственно музее-усадьбе и центре культуры.
Космические в прямом и переносном смыслах работы: фотографии, скульптуры, картины в сочетании с гостеприимством Хранителей (это и смотрители залов, и работники усадьбы, и даже огромный пёс, сопровождавший меня на прогулке) оказывают невероятное благостное, позитивное воздействие. Мы увлечённо делились впечатлениями о работах, непростой ситуации с музеем Рерихов в Москве, археологических находках на территории усадьбы, уникальных природных свойствах этого места - без сомнения места Силы, владениях бога Велеса (район-то зовётся Волосовским и сегодня).
Сновидческая мистика, особый шарм привели меня в Питер в дни осеннего равноденствия. Одними из главных аргументов были камушки в ладони Женщины высокого духовного статуса, очень похожей на Е.И. Рерих. На фото словно образ из сна...
Волос, Велес - божество в древнерусскомязыческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна.