Шартрский собор в упоминании Николая Рериха и его произведении В статье «Благоухание» Николай Константинович Рерих писал: «Когда однажды меня спросили, какая разница между Востоком и Западом, я сказал: "Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают"»
Не случайно художник одну из своих загадочных и самых многоплановых картин назвал «Тайна Розы» (1933, Государственный музей Востока).
Тексты Учения Живой Этики касаются самых высоких значений этого символа, объясняя, почему в разных культурах именно роза стала обозначать духовный центр, в отношении как человека, так и всего мира.
«Сердце. 15 Пусть мы унижены лицемерием невежд, но путь един и ничто не заслонит его, если сердце чисто. Как мудро называли сердце кораблём, но корабль предполагает кормчего. Мужество родится из чистого сердца. Можно сравнить его с розою, где смысл цветка во множестве лепестков, но обрыв их нарушает самый цветок. Так храните защиту сердца. Мудро понять, что лишь владыка цветка имеет доступ ко всем лепесткам.»
Из статьи "Тайна "Тайны розы": В трудах Рерихов постоянно подчёркивается идея равновесия двух начал — мужского и женского. В «Тайне Розы» она проявляется в гармонии художественных образов, соединяющих в себе реальное и ирреальное, чувственно созерцаемое и интуитивно постигаемое, и композиционно воплощается по двум взаимоперекрещивающимся направлениям.
Одно из них — горизонтальное — на земном уровне связано с главными героями. Словно отталкиваемые от роковых заблуждений и земных влечений, олицетворённых в стоящих за их спинами крайних фигурах (кстати, следующих принципу равновесия: за героиней находится мужская фигура, за героем — женская), они ещё сильнее притягиваются магнетической силой высокой любви.
Второе направление — вертикальное, осознаваемое в мифологическом пространстве. "